Это значение в жизни музея трудно переоценить. Деревянное здание, в котором по инициативе брата скульптора Опекушина Константина Михайловича в 1912 году было открыто лепное отделение (просуществовавшее, к сожалению, недолго, до революции) было передано Ярославскому художественному музею в конце 80-х годов прошлого века. Тогда же начались ремонтные и реставрационные работы, затянувшиеся в силу разных обстоятельств (в том числе и финансовых) на многие годы. Почти два десятилетия ждало реставрирующееся по мере сил здание открытия в своих стенах постоянной экспозиции. Всё это время ангелом-хранителем этого дома была правнучка великого скульптора Ирина Николаевна Морозова. И вот наконец долгожданная премьера!
Гостей встречают два небольших зала. В первом из них авторы экспозиции Наталия Русанова, Наталия Пискунова и Алексей Федорчук попытались воссоздать обстановку учебного класса лепщиков – «так, как это могло быть во времена Константина Михайловича Опекушина», пояснил Алексей Федорчук. Широкие удобные столы, на них – рисунки (лепщики должны были владеть навыками живописи), элементы лепного декора в разной стадии готовности – от заготовки, выполненной из специального скульптурного пластилина, до готовой фигурной виньетки – хоть прямо сейчас декорируй ею стену или потолок. Оригинальных, аутентичных тому времени предметов в экспозиции немного – фрагменты лепнины, сохранившей во время ремонтных и реставрационных работ разных зданий Ярославской области. Но живы традиции лепщиков, коими славился наш край, – ведь именно руками лепщиков-отходников, уроженцев Даниловского уезда Ярославской губернии, создавалось декоративное убранство интерьеров и фасадов столичных особняков Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Именно ярославцы-лепщики воплощали в жизнь идеи художников и фантазии богатых заказчиков. В новой экспозиции присутствуют копии декоративного убранства Губернаторского дома, где ныне располагается Ярославский художественный музей, Волковского театра.
Второй зал небольшой музейной экспозиции – зал славы скульптора Александра Опекушина. В лаконичных стеклянных витринах – немногочисленные старинные фотографии. Это – практически всё, что осталось от наследия величайшего скульптора.
– Опекушин – самый знаменитый русский скульптор, чьё имя, известное всему миру, связано с Ярославлем. И вот парадокс: именно на родине его имя столь незаслуженно долго было забыто, – говорит Алексей Федорчук.
Хотя весь мир знает, что лучший памятник Александру Сергеевичу Пушкину, установленный в Москве на Тверском бульваре, создан именно Александром Опекушиным. (Авторский вариант памятника, выполненный в миниатюре, ныне находится в собрании Ярославского художественного музея.) Для скульптора это была трудная победа, выстраданная в многочисленных этапах скандального, полного интриг конкурса, для которого Опекушин представил сразу несколько вариантов будущего памятника. В отличие от памятников членам императорской семьи – Александру II, Александру III, когда венценосные заказчики желали только одного: чтобы их запечатлевал на века именно Опекушин. Хотя, может, как раз благосклонность императорской семьи к скульптору, истинному монархисту по убеждениям (Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трёх тысяч рублей), после революции стала причиной его опалы, несмотря на то, что все величали Опекушина не иначе как «лучшим русским скульптором».
Что стало со многими великолепными памятниками работы Опекушина – к сожалению, известно: в Рыбинске до сих пор на постаменте, предназначенном памятнику Александру II, высится скульптура вождя революции. А сам «лучший русский скульптор» умер в полной безвестности и нищете на своей малой родине, в селе Рыбницы. В советское время вся полнота творчества Опекушина – в силу ли его монархических убеждений при жизни, в силу ли других обстоятельств замалчивалась: о нём говорили как об авторе только одного произведения – памятника Пушкину. И только теперь историческая справедливость начинает торжествовать.
Дом-музей скульптора-академика Александра Опекушина готов принимать посетителей. Правда, пока филиал Ярославского художественного музея открыт только по выходным. Но правнучка скульптора Ирина Николаевна Морозова рада гостям. Здесь вам расскажут о полной взлётов и падений биографии нашего славного земляка, проведут мастер-класс по изготовлению сувенирных изделий из глины, проводят к скромной могиле Александра Опекушина, что находится на кладбище при Спасской церкви.
Гость | 21.06.2012 в 23:00 | ответить3
Стыдно, господа журналисты, сами не раз бывавшие на т.н. Пушкинских днях в доме Опекушина, не упомянуть даже имени человека, который все эти два десятилетия боролся за музей и строил его! Без Ирины Ивановны Зенкиной дом бы давно рассыпался, при известном отношении к этому филиалу музейного руководства…
Гость | 23.07.2012 в 07:31 | ответить0
Ирина Ивановна не только помогла сохранить здание, но и познакомить с таорчеством скульптора. В нашей школе стало традицией на день рождение нашего земляка возлагать цветы, почтить память этого выдающего человека. ( учитель истории школы им. Карла Маркса Бурова Н.П.