Курс профессоров Ярославского театрального института Сергея и Татьяны Куценко в прочтении "Грозы" как будто сохраняет ее традиционное прочтение, здесь нет никакой модернизации, или "авангарда". И все же спектакль движется не "назад к Островскому", а вперед. В спектакле нет волжского пейзажа, есть черная коробка сцены Учебного театра, грубо сколоченные деревянные столы, похожие на школьные. Более века наши ученики "проходят" школьную "Грозу", повторяя заученное - "луч света", "темное царство"… А в спектакле герои то и дело опрокидывают столы, выстраивая из них диковинные конструкции. Из перевернутых столов возникает интерьер храма, темный овраг, двор Кабанихи или волжский утес. Можно сделать клетку и посадить в нее узника, можно провести границу между свободой и несвободой. Вряд ли педагогам курса известно о существовании английского фразеологизма turn the tables ("перевертывать столы") что означает перевернуть судьбу. В студенческой "Грозе" опрокидываются, расширяются не только устойчивые школьные представления о "Грозе", опрокидываются судьбы героев пьесы – Катерины, Бориса, Кулигина….
"Красота, — скажет Кулигин (Стас Степанов), - глядя за Волгу. – Нешто?!!" – осмеют его приказные люди. Красота Волги, на которую не наглядится Кулигин, красота грозового неба, роковая красота Катерины, поставлены под сомнение сильными мира сего. Калинов - город жестоких нравов, где царит тотальный страх. На сцене везде на страже "порядка" – озорующие молодчики, люди Дикого, с наточенными ножами за голенищем, готовые учинить расправу. И первый из них – далеко не сказочный красавец, а разбойный малый Кудряш (Дмитрий Жуков). Дикой (Арман Хаиров) топчет Кулигина сапогами, давит и крошит его уличные часы. Точно так же попирая человеческое достоинство, топчет он и тихого, безропотного Бориса (Андрей Вареницын). Кабаниха (Виктория Мирошникова) предстает как глыба, как «крестная мать» этого мира, владычица незыблемого порядка. Красота для нее явление враждебное.
"Люди с песьими головами" обитают не в дальних странах, как говорит странница Феклуша, а здесь, в Калинове, где сломалось время, где постоянны грозы, отражающие жестокие нравы. Эта "Гроза" - и о нашем нынешнем времени, времени не менее жестоких нравов и одичавшего народа. Монотонность существования в провинциальном Калинове рождает либо неистовых самодуров вроде Дикого, либо фанатичных консерваторов, как Кабаниха, либо чудаков, нарушителей обыденного.
Кулигин Стаса Степанова для горожан - блаженный, на деле – горький ироник, живущий между страхом и мечтой о преображении жизни. Изобретения Кулигина поставлены в спектакле в одну непрерывную образно-метафорическую цепочку. Он приносит на сцену громоотвод - тот должен отвести громы и беды от порядочных людей. Вот и часы, которые он хочет поставить на бульваре, в городе, наконец, установится нормальное время. Самое главное изобретение этого чудо-самоучки - мечта о вечном двигателе, о победе над страхом и гнетом, - именно это обеспечит вечный двигатель интереса к человеку и любви к нему….Во время грозы Кулигин забирается на крышу, приветствует грозу как благодать, кричит, радуется стихиям, вспоминает Державина: «Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю!», и его готовы повязать как еретика. Часы, громоотводы, вечные двигатели и крамольная поэзия не вписываются в калиновский регламент и угрожают власти Диких.
Ольга Гайтан играет Катерину как натуру экзальтированную, поэтическую, с обнаженными нервами. Есть в ее пластике, в ее роковых метаниях нечто от мелодрамы, от немого синема начала ХХ века. Есть некая харизма, не случайно ее душа хочет полета. Роковые страсти, бушующие в душе Катерины, оттеняет вольная душа Варвары (Ольга Новосад), смеющейся над предрассудками мира. С житейской точки зрения, Катерина у Ольги Гайтан куда праведнее Кабанихи – и в религиозном чувстве, и в супружеской верности и в исполнении уставных правил. Только исполняет она их не протокольно, как Марфа Игнатьевна, а прочувствовав сердцем, открывшемся поэзии. Катерина не бунтует ни против Кабанихи, ни против некоего "темного царства". Борения идут в ней самой. Насилие и принуждение рождает порыв к воле. А потом – трагический полет с волжского утеса в смерть.
Спектакль "Гроза" и дипломные спектакли курса профессора Сергея Куценко высоко оценил председатель Государственной Аттестационной комиссии, Народный артист России, лауреат Государственной премии России, премий "Золотая Маска" Владимир Петров, театральные педагоги молодежного фестиваля "Будущее театральной России". На днях спектакль был показан в Москве, в рамках фестиваля дипломных спектаклей "Твой шанс" – бурные аплодисменты зрителей были свидетельством успеха молодых ярославских актеров.
В начале июня студенты получат дипломы, подтверждающие их высокую профессиональную подготовку. Показы спектаклей (в который раз вспоминаем мы выпуски профессоров Александра Кузина и Сергея Куценко) говорят о курсе как о готовом молодежном театре. Но, увы, Ярославлю новые молодежные театры не надобны. И потому, как сказал Грибоедов, "Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке".
Сергей П.инчук | 26.05.2012 в 00:46 | ответить0
Был приглашён на этот спектакль своим Мастером С.Ф. Куценко, когда они приезжали в Москву…
Получил колоссальное удовольствие от просмотра и ещё раз убедился в мысли о том, что Сергей Филиппович — НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ.
Он верен себе, своим устоям и принципам, и, как и прежде, продолжает выпускать в профессию настоящих, крепких, профессиональных актёров, готовых крепко стоять на своих ногах на любых театральных подмостках, с любыми режиссёрами, так как профессией овладели на 100 %.