Впрочем, наши догадки подтверждаются сразу после вступительной громовой «дискотеки», краткого пролога с неистовым плясом массовки, сбивающим танцоров с ног. Главный герой пьесы молодого драматурга Александра Молчанова «Убийца» (это её авторское название) – студент Андрей по прозвищу Дюша – озабочен, мы видим, вещами, весьма далёкими и от дискотеки, да и, кстати, от текущих учебных забот тоже.
У этого мальчишки в общежитской униформе – застиранной футболке и протёртых спортивках, приехавшего в город из глухой деревни где-то на обочине федеральной трассы Москва – Архангельск, оказывается, свои заморочки. Давно не может понять чудак-человек, почему, когда молишься, даже если мысленно, появляется такая плаксивая интонация, будто вымаливаешь у господа Бога прощение. Разве нельзя нормально, не унижаясь – так он рассуждает – поговорить как взрослые люди: ну да, согрешил, было дело, назначай наказание, рассчитался и больше никому ничего не должен.
Эти размышления о долгах у добросердечного, простодушного и вечно безденежного Дюши – вовсе не от безделья и не со скуки. Для кого-то карточные долги – сущая пустяковина, но только не для него, не такой он человек. Дело не в сумме, хотя совершенно не ясно, как бедняга будет отдавать проигранные «двенадцать штук». Но ведь тяготится долгом как божьей карой, этой своей постыдной зависимостью от игрока «номер один» в общаге – жестокосердного и безжалостного Секи.
Потому и принимает с ходу «боевое задание» от всемогущего Секи, которому, видите ли, срочно понадобились деньги на мотоцикл. Условия таковы: поехать в город Оскол, где скрывается главный должник – студент Маронов, и взять у него проигранные «пятьдесят штук». И только тогда, мы понимаем, получит Дюша от Секи прощение и свободу.
Троицу главных героев – Андрея, Оксану и Секу – исполняют в «Атмосфере» старшие школьники. С небольшими поправками на возраст играют они своих сверстников, про чью психологию им ничего и объяснять не надо – знают этот «предмет» не по учебникам. Ставь себя на место своего героя, вспоминай, чему тебя научила студия, и вперёд. Не в этой ли немудрёной логике и таится секрет того, почему мы так близко к сердцу принимаем всё происходящее на сцене в спектакле «Несостоявшийся»?
Сека всё заранее продумал, он даёт Дюше «дорожные» до Оскола. «А если Маронов не отдаст?» На такой вполне естественный вопрос Дюши ответ у Секи давно готов: «Тогда убьёшь его». Исполнитель роли Андрея десятиклассник Павел Севрикеев этот ключевой эпизод (как и всю роль) играет от себя – так, что мы видим: его герой, в общем-то парень нормальный, в полной растерянности: «Как?.. Ты чё, реально, что ли? Насмерть, что ли?» Для Секи всё яснее ясного как. Да очень просто. Дескать, сериалы-то смотришь? Например, ножиком. Да, реально, да, насмерть.
Видя, что Сека не шутит, Андрей играет ва-банк. Соглашается, получив в сопровождающие, чтобы не сбежал с деньгами, подружку Секи Оксану, его бесправную верноподданную (эту роль в спектакле, о котором идёт речь, исполняла ровесница Севрикеева Анна Пепелина). На свой страх и риск Андрей придумывает секретный обходной маневр: как, никого не убивая, отдать долг – попросить деньги у живущей совсем в других краях мамы, прикинувшись на пару с Оксаной женихом и невестой.
Отдадим должное автору, одному из самых успешных участников фестивалей молодой драматургии «Любимовка», Александру Молчанову (эта его пьеса уже идёт на двух столичных сценах – «Театра.doc» Михаила Угарова и тюзовской). По ходу действия даёт автор и режиссёру, и актёрам не одну хитрую задачку на сообразительность. Интригу во многих подробностях, одна неожиданнее другой, раскрывает Молчанов в стилистике «драматургии для чтения», в приправленных сленгом молодёжной тусовки монологах, когда одну и ту же ситуацию смотрим мы последовательно и попеременно в пересказах то Андрея, то Оксаны. При том, что люди они очень разные. Андрей он такой, ни за что не согласен расставаться с мальчишескими наполеоновскими планами стать знаменитым и вернуться в деревню, «чтобы тебя все уважали». Его слова о том, что живём-то мы на земле всё-таки «не просто так», пока что для Оксаны – недоступная разуму философская премудрость. На таких несовпадениях и возникает в спектакле Сагдединова тот стереоскопический эффект, когда всё обретает светотень и воздух, а герои – живое дыхание.
Так – не только в эпизодах, где Андрей и Оксана остаются вдвоём, но и в фирменных «стоп-кадрах», где режиссёр представляет нам и похожего на памятник самому себе их случайного попутчика, чопорного Бизнесмена (в этой роли менеджер Станислав Разрядов), и чету родителей Андрея. Зрители, думаю, сполна оценили дар острохарактерного лицедейства исполнителей этих ролей Марины Журавлёвой, косметолога по профессии, и учителя Александра Яковлева.
На фоне разительного несходства у Андрея и Оксаны того, как каждый из них, людей, почти не знакомых друг с другом, живёт и понимает жизнь, всё отчётливей проявляется в их отношениях что-то такое, что делает их людьми, по-настоящему близкими, и что заставляет зал облегчённо выдохнуть в финальной сцене спектакля. А там Оксана после гибели Секи уезжает домой в деревню, и Андрей, уже потеряв её из виду, молится у автовокзала на купола собора: «Пусть я её увижу» – и его молитва не окажется безответной.
Они выйдут из автобуса. Останутся вместе и, может быть, попробуют стать счастливыми – они заслужили, чтобы всё у них получилось. Как старый друг, знающий, что почём в этой жизни, театр прощается со своими героями голосом Булата Окуджавы напутственной молитвой – все мы её наизусть знаем: «Пока земля ещё вертится,//Пока ещё ярок свет,//Господи, дай же ты каждому чего у него нет.//Дай передышку храброму,//Трусливому дай коня,//Дай счастливому денег//И не забудь про меня...»
У режиссёрского метода Дмитрия Сагдединова, выпускника Высших режиссёрских курсов при ГИТИСе, есть одна выигрышная особенность, не раз приносившая мастеру успех: читать пьесу на всю глубину, не жалея на это времени, читать без оглядок на образцы и авторитеты. Так, вспомним, было с чеховским «Вишнёвым садом». В той почти десятилетней давности нашумевшей постановке, где, пожалуй, самым интересным для зрителей было задаваться вопросами, кто есть кто в хрестоматийной фабуле с заранее известным исходом – продажей имения Раневской за долги. «Вишнёвый сад» студийцы вальдорфской школы читали, помнится, года два, но и на чтение куда более короткой пьесы Молчанова ушло, по словам режиссёра, не меньше года. По премьерной постановке видно, что и её читали, вот именно, на полную глубину.
«Атмосфера» недавно показала её на фестивале «Провинциальные подмостки-2012», получив несколько специальных призов, в том числе и за лучшую режиссуру. Школа искусств была закрыта «на майские праздники», и последний спектакль сыгран был в студии кукол «Ёжики» на улице Свободы. В этот вечер появились у «Атмосферы» новые друзья и поклонники. После вечера в Лермонтовке, посвящённого поэзии Серебряного века, наслышанные о Сагдединове и его театре-студии, пришли сюда на творческую встречу тверичи – вузовские педагоги, музейные хранители, школьные учителя из православного братства, чья миссия доброй воли – духовное просвещение молодёжи и всех, кто в этом нуждается.