Каждый фестивальный день в Собиновском зале Ярославской филармонии аплодисментами не только заканчивался, но и начинался. Ими оркестр «Новая Россия», ансамбль «Солисты Москвы», хоровая капелла «Ярославия» в знак уважения и как дань гостеприимству приветствовали со сцены своих партнёров по вечернему концерту. Такой чести удостоились не только музыканты с мировыми именами из разных стран – под занавес фестиваля лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича, китайский композитор и дирижёр Тан Дун (на верхнем снимке) и вчерашним вечером блистательный Игорь Бутман и его Биг-бенд – но и молодёжь, дебютанты фестиваля.
В дневном субботнем концерте вместе с «Солистами Москвы» под управлением Дениса Власенко и своими сверстниками-москвичами – лауреатами конкурса «Щелкунчик» на сцену Собиновского зала вышли юные ярославцы – пианист Илья Соловьёв, скрипачка Елена Семиколенных и певец Илья Лавринов (левый снимок). С третьекурсником Собиновского училища-колледжа, 22-летним обладателем уникального тенора Лавриновым, исполнявшим то, что не во всяком концерте звёзд и услышишь, в том числе виртуозные арии эпохи барокко, мы решили познакомиться поближе.
– Кто первый оценил твоё выступление на фестивале? – спросили мы Илью после концерта.
– Ещё до того, как меня поздравила мой педагог Нина Васильевна Быстрова, сделал это дирижёр «Солистов Москвы» Денис Власенко. За кулисами, сразу после того как я спел последний номер, я услышал от него: «По-моему, у нас получилось».
– Что из исполненного сегодня далось труднее всего?
– Пожалуй, ария Париса из оперы Глюка «Парис и Елена». Все её премудрости происходят оттого, что двести пятьдесят лет назад, когда была сочинена эта опера, мужские лирические партии поручали прекрасному полу, и партия Париса была написана для меццо-сопрано.
– А какой поёшь русский репертуар?
– Я вырос на народных песнях, их и пою, а ещё романсы Чайковского, Рахманинова, композиторов доглинкинской поры. Родители мои железнодорожники, люди они вполне музыкальные, мама закончила школу искусств. А вот наша переславская бабушка – потрясающая певунья. Предполагаю, что слух у меня от неё.
– А у Леонида Витальевича Собинова юному лирическому тенору наших дней чему можно поучиться?
– Многому, но прежде всего лёгкости, мягкости исполнения, воздушности звука, тому искусству, когда поют душой. Только учиться этому, думаю, всю жизнь придётся.
– Из последних событий твоей певческой биографии какие, как ты считаешь, самые важные?
– Все они произошли в прошлом и начале нынешнего года на конкурсах, где я стал лауреатом на международном конкурсе-фестивале «Окно в Европу» в Санкт-Петербурге, на конкурсе «Золотые таланты Содружества» в Курской области, на студенческом конкурсе имени Рахманинова в Великом Новгороде и совсем недавно на открытом Собиновском детском и юношеском конкурсе в Ярославле. Ну и, конечно, сюда бы я отнёс выступление на фестивале Юрия Башмета.
На последний наш вопрос – о ближайших жизненных планах – Илья Лавринов ответил так:
– Недавно прослушивался в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Там мне сказали: голос есть, приезжай. В училище образование получаю на платной основе, это всё-таки дорого. Так что испытать свой шанс и постараться поступить в консерваторию – вопрос для меня весьма актуальный.
Фестиваль в Ярославле и впредь будет стартовой площадкой для молодых исполнителей. Если год назад Юрий Башмет говорил об этом, размышляя о развитии проекта, то фестиваль-2012 подтвердил, что задуманное теперь входит в жизнь. И не только своей афишой, но и тем, чего в ней не увидишь. Например, личным участием артистического директора фестиваля в прослушиваниях отборочного тура конкурса исполнителей в состав Всероссийского юношеского оркестра («Северный край» об этом рассказывал).
Да и субботний выездной концерт в Мышкине тоже был «в тему». Сонату Глинки для альта и фортепьяно Юрий Башмет исполнил в дуэте со своей дочерью Ксенией. К слову, в дни ярославского фестиваля Ксения Юрьевна получила от отца неожиданный презент: привезённый им из недавних американских гастролей концертный фрак для ученика подготовительной группы по классу скрипки – своего пятилетнего внука.