Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 мая 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/60108/
рубрика: Культура
Автор: Татьяна СОКОЛОВА.
Я часто слушаю запись увертюры «1812 год» Петра Ильича Чайковского в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Как бережно и проникновенно звучит начало увертюры – молитва «Господи, спаси люди твоя!» На берегах Темзы звучит молитва за Россию. Дирижирует Юрий Аранович.
Он был вынужден покинуть родину ради свободы, ради возможности, как он скажет впоследствии, «думать, выбирать, выражать себя в своей профессии». Свободу творчества, личную свободу, признание своего таланта он обрёл на западе. В одном из писем другу Михаилу Успенскому он написал: «За эти пять лет я объездил весь мир, дирижировал самыми лучшими оркестрами, познал, что такое успех, деньги, имя. Словом, желать мне больше нечего...»
Но было желание, страстное, жгучее – хотя бы «одним глазком» взглянуть на те места, которые он покинул. Днём он жил насыщенной творческой жизнью, а по ночам возвращался в Россию, к оставшимся там близким людям, и писал письма. Их сохранилось около полутора тысяч! Неутолимая тоска по Родине – вот та цена, которую пришлось заплатить за Свободу, за возможность отдать людям свой талант, талант от Бога.
«Сердцем и душой он оставался «неизлечимо русским» и неизменно тосковал по местам, где родился», – писал близкий друг Арановича музыкант Сергей Пархомовский. А вот строки из письма Успенскому: «Как бы хотелось попутешествовать, посмотреть на Россию!.. Красоты-то в Средней России сколько!! Никаких швейцарских Альп не надо!»
А Ярославль занимал в душе музыканта особое место. Здесь проходило становление таланта молодого дирижёра, здесь он нашёл единомышленников и среди музыкантов, и среди слушателей. Однажды, вспоминая Ярославль, он сказал одной из поклонниц его таланта: «Как особенно звучит оркестр, когда есть чуткий слушатель!» И более чуткой и благодарной публики, чем ярославцы, представить невозможно. Они пронесли через десятилетия память о великом артисте и увековечили её: скромная мемориальная доска на доме, где жил маэстро. На улице Свободы. Случайность? – Но какой точный символ!
Недавно вдова Юрия Михайловича Тами Аронович прислала для музея города личные вещи дирижёра, и среди них оказался вот этот снимок. Безвестный фотограф запечатлел счастливый момент, когда какая-то музыкальная коллизия нашли разрешение во время прогулки двух друзей – Арановича и Успенского. На лице Юрия удовлетворение, рука энергично дирижирует, Михаил взволнован, непроизвольно достаёт папиросу, на лице – напряжение: он осмысливает найденное решение. «Нет ничего лучше этого времени с Мишкой до утра поразмышлять. Сколько умнейших мыслей и прекраснейших проектов приходило в голову!» – напишет впоследствии Юрий Аранович.
И меня не покидает мысль, что ни блистательный успех, ни международные премии, ни восторженная критика не смогли затмить в душе великого маэстро ощущения счастья, которое он испытал в молодости в задушевных беседах с другом и единомышленником Михаилом Успенским в каптёрке Ярославской филармонии.