Будучи неподражаемым мастером интервью и диалога, маэстро Башмет в беседах с прессой о программах фестиваля старается не упустить случая поговорить о сути происходящего. Иногда вопрос, зачем вообще нужны такие фестивали, он задаёт себе сам. На сей раз его размышления на эту тему были прямой реакцией на вопрос нашего корреспондента – а вопрос был по мотивам публикаций «Северного края» об отсутствующем в медицинских справочниках молодёжном «синдроме транзистора». Это когда звучащие со всех сторон на полную громкость отупляющие «современные ритмы» начинают пагубно сказываться на способности человека слышать – в жизни – других людей, сопереживать им, отзываться на их чувства.
С таким диагнозом – «притупление слуха душевного» – выдающийся музыкант немедленно согласился. Как, впрочем, и с тем, что верным средством против такой «глухомании» была и остаётся классическая музыка, где переданные через интонации и согретые живым дыханием исполнителя чувства всегда настоящие.
– Сейчас человеку у нас дана такая свобода, которая при отсутствии культуры приводит к запустению душ и анархии в обществе, – жёстко добавил Юрий Башмет.
Напомнив о посвящённом Дню Победы благотворительном концерте в день открытия, о том, что сбор от него пошёл в помощь ветеранам Великой Отечественной и что во втором отделении звучали мелодии их боевой молодости, артистический директор фестиваля рассказал:
– После концерта мы просматривали его телевизионную запись. «Фронт и тыл» провожали артистов стоя – собственно, мы и сами это видели со сцены. Оператор показывал крупным планом лица старых солдат. На одном из них мы видели слёзы...
Отвечая на следующий наш вопрос о том, что бы маэстро Башмет назвал эксклюзивом четвёртого ярославского фестиваля, он после реплики – «у нас что ни концерт, то открытие», первым делом и назвал этот совместный благотворительный проект «Русского концертного агентства» и департамента культуры Ярославской области. А затем привёл ещё несколько примеров таких эксклюзивных замыслов.
Заочно представил подробнее одного из гостей фестиваля – лауреата учреждённой фондом Башмета премии имени Дмитрия Шостаковича китайского композитора Тан Дуна:
– Это уважаемый во всём мире композитор и дирижёр. Его знают как неповторимую творческую личность в искусстве и в жизни, первооткрывателя новых видов музыки – у нас таким был, пожалуй, Шнитке. В «Органической музыке» Тан Дуна звучат в сочетании с традиционными инструментами вода и ветер и, как напоминание о великих открытиях китайцев – бумаге и фарфоре, – картон и керамика. Вручение премии Шостаковича, как мы рассчитываем, пройдёт в Москве осенью. А в Ярославле в ближайший понедельник наш гость, в качестве уже не номинанта – лауреата премии, будет дирижировать в Собиновском зале своим симфоническим сочинением «Смерть и огонь» в исполнении оркестра «Новая Россия».
По предположению Юрия Башмета, неожиданности на этом концерте будут даже для самых испытанных меломанов. Автор заказал дирекции фестиваля, например, морские камни. Их привезут с берегов Рыбинского водохранилища. Из других подробностей, что в фестивальных афишах «между строк», Юрий Абрамович назвал национальный конкурс исполнителей в состав первого Всероссийского юношеского оркестра. Уникальный оркестр по его замыслу формируется под эгидой культурной Олимпиады «Сочи-2014». Возраст претендентов – от девяти до 22 лет, в конкурсе 11 специальностей – от скрипки и альта до трубы, валторны и фагота, сроки отбора – с апреля по октябрь.
– Первый тур прошёл в Хабаровске. Он показал, что у нас много хороших учителей музыки и очень талантливых юных исполнителей. – К этому комментарию Юрия Башмета директор департамента культуры Лариса Сорокина добавила такую информацию из первых рук:
– В школах искусств, музыкальном училище-колледже собрано около двух десятков заявок педагогов. Прослушивания проходят в эти дни в зале Собиновского училища с участием Юрия Башмета и музыкантов из оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы».