В период с 1842 по 1859 год в Италии состоялось девятнадцать премьер новых опер Джузеппе Верди. Одна из них – «Сила судьбы».
Опера была написана по заказу дирекции петербургского Мариинского театра для исполнения постоянно выступавшей в столице России итальянской труппы. Для сюжета оперы Верди обратился к драме испанского драматурга и политического деятеля Анхеля де Сааведра герцога Риваса.
Многочисленные массовые сцены, яркий, весёлый, грубый мир народной жизни, сила страсти и цельность характеров главных героев, возвышенных как в любви и дружбе, так и в ненависти и мести, привлекали и были близки самому композитору. Увлечённость сюжетом так захватила Верди, что он сочинил музыку раньше написания либретто Франческо Пьяве. Драма повествует о жестоких феодальных пережитках, попирающих национальные права и свободу.
...Темнокожий чужеземец-инк (сын казнённого наместника Перу и принцессы инков) Альваро преследуется за его любовь к дочери знатного испанского дворянина Леоноре. Случайная смерть отца Леоноры от рук Альваро разлучает влюблённых: она находит себе утешение в далёком монастыре в горном ущелье, он под чужим именем завербовывается в действующую армию. Дон Карлос, брат Леоноры, разыскивает Альваро, чтобы отомстить за смерть отца. Случайная чудесная встреча влюблённых Леоноры и Альваро оборачивается трагедией...
В понимании Верди опера немыслима без интересного сюжета, драматической ситуации, конфликтных противоречий. Поисками таких сюжетов пронизана жизнь композитора. Он настойчиво искал литературные источники для своих оперных замыслов. Знаток итальянской и латинской литературы, Верди хорошо ориентировался в немецкой, французской, английской драматургии.
Но творческая инициатива композитора не ограничивалась выбором сюжета. Он также активно руководил работой либреттиста (никогда не писал музыку на готовое либретто, оно рождалось вместе с музыкой), уделял огромное внимание сценическому воплощению и исполнительскому мастерству, сам посещал репетиции, добиваясь нужных ему средств выразительности.
Лучшим либреттистом, особенно по части сценических фантазий, он считал Франческо Пьяве, автора одиннадцати его опер, начиная с самой первой, среди которых «Макбет», «Травиата», «Корсар», «Риголетто», «Сила судьбы». Ни в одной из опер Верди не создал столь разнообразных реалистических картин народной жизни истинно шекспировского размаха, как в «Силе судьбы». В финале звучат две лирические вершины оперы: знаменитая просветлённая ария Леоноры «Мира, о Боже» и проникновенный терцет «С радостью опережаю тебя», в котором участвуют Альваро, отец Гуардиан и умирающая Леонора.
Увертюра оперы «Сила судьбы» насквозь драматична: в ней звучат фрагменты из нескольких арий следующих за нею действий, а также короткая гневная мелодия, которую называют мотивом «судьбы». Очень часто эта красивая увертюра украшает концертные программы современных симфонических оркестров.
Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1862 г. в присутствии Верди. Вторая редакция оперы в 1869 г. и премьера в миланском театре «Ла Скала» положила начало популярности «Силы судьбы».
Фильм-опера «Сила судьбы» был снят в 1949 году выдающимся итальянским режиссёром Кармине Галлоне, который сделал оперу зрелищной с включением сцен сражений, почти вся картина снималась в натуре. Для участия в фильме были приглашены выдающиеся итальянские певцы-актёры: Тито Гобби (баритон – Дон Карлос), Вито де Таранто (баритон – монах Мелитоне) и Джулио Нери (бас – отец Гуардиан). Джулио Нери до конца жизни оставался ведущим басом Римской оперы. Партия отца Гуардиана в «Силе судьбы» считалась лучшим его исполнением в мире.
Мастер итальянского пения-бельканто итальянский тенор Гальяно Мазини отдал свой голос герою оперы Альваро. Голос Мазини сравнивали со скрипкой, писали, что «он поёт, как архангел».
Опера «Сила судьбы» – редкий гость на оперных сценах мира. Демонстрация раритетной фильмокопии – возможность не только услышать одну из значительных и интересных опер великого композитора, но и получить удовольствие от прекрасного исполнения.