Коллекция медалей начала складываться в Ростове сразу же после открытия в 1883 году в Белой палате музея церковных древностей. Основу коллекции составили пожертвования князя В. А. Шаховского, епископа Амфилохия Угличского, почётного гражданина Сергея Черногорова. В конце ХХ века в дар музею были переданы две тысячи медалей от московского коллекционера Николая Величко. Интересна история медали. Так в Древнем Риме называли металлический знак скульптурной формы в честь знаменательного события или выдающейся личности. Однако как памятник изобразительного искусства медаль возникла в Италии в эпоху Возрождения на рубеже XIV – XV веков. В России медаль являлась сугубо официальным памятником. На аверсе, лицевой стороне, изображался государь. На обороте – реверсе – в виде аллегорий воспроизводились батальные сцены или деяния властителя. Медальерное искусство, как и прочие жанры, было подвержено разным направлениям. Так, серия портретных медалей русских правителей, начиная с Рюрика, выполнены Иоганном Вехтером в стиле барокко. Одним из ведущих художников русской медальерной школы считается Тимофей Иванов (1729 – 1802). Он автор многих медалей и памятных знаков, посвящённых знаменательным историческим событиям времён царствования Петра I и Екатерины II, яркий представитель школы классицизма. Особое место принадлежит коронационным медалям, к изготовлению которых допускались только лучшие медальеры. Первые экземпляры были выпущены в 1724 году по случаю коронации Екатерины I. С появлением такой медали ушла в прошлое древняя традиция бросания подданным серебряных монет – отныне им вручались особые знаки. За каждой медалью лежит своя история, которая о многом поведает любознательному зрителю.