Да и само название открывшейся в Карабихе новой экспозиции «Искусство есть – искусство» с секретом. Таится он в знаке препинания, стоящем после глагола «есть», и его происхождении: он от корня «яство». Экспозиция развёрнута в зале Восточного флигеля Некрасовской усадьбы, где у её хозяев была кухня. Два музея – «Карабиха» и историко-культурный комплекс «Вятское» (это тоже некрасовские места) оживили выставку экспонатами, показывающими, как полтора столетия назад на крутом вираже технического прогресса послужил он хозяйкам на кухне. Древнейшее из искусств представлено здесь выдержками из лучшей русской поваренной книги, написанной в 1861 году Еленой Молоховец и за следующие полвека раз тридцать переизданной по просьбе читателей. В наше время эта книга на полтысячи страниц, вновь ставшая бестселлером, а для хозяек – учебным пособием и практическим руководством к действию, остаётся кладезем жизненной мудрости. Чего стоит одно её название: «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве». Какие чудеса творили мастерицы из того, что можно добыть своими руками! Из чёрствого хлеба стряпали пудинг, из зелени молодой редиски готовили салат, на грибном соке варили каши. Не ленились – «вертели» дома мороженое: яблочное, малиновое, клюквенное. Русская кухня была вкусной и, значит, малоотходной – едоки оставляли чистую тарелку, нечего было выбрасывать.
Авторы выставки «Искусство есть – искусство» генеральный директор ИКК «Вятское» Елена Анкудинова и заведующая экспозиционно-выставочным комплексом «Карабихи» Татьяна Кравчук (на снимке) не скрывают, откуда черпали они вдохновение. Легендарное наследие Елены Молоховец они не иллюстрируют – они досказывают его. В одном только разделе «Принадлежности кухни и кухонная посуда» у Молоховец 148 наименований.
«Баба-повариха», как называл её философ Розанов, писала свою книгу, когда Эдисон и не менее легендарный классик электротехники Никола Тесла ещё были мальчишками, электричество только-только входило в быт и всё на кухне делалось вручную. Выставка показывает, как менялось «искусство есть» на крутых виражах технического прогресса. В городах женщины пошли на работу, в домашнем обиходе появилось невиданное доселе понятие – «электрический завтрак». Приготовить его можно было не заходя на кухню, включив кофеварку и тостер, взявшись за ручку хлеборезки, механического миксера и соковыжималки.
Всё это, как и домашнюю мороженицу, и тяжеленные даже на вид мясорубки первых конструкций можно не спеша рассмотреть на этой выставке, где фоном для витрин стали лирические пейзажи и натюрморты воспитанницы Ярославского художественного училища Аллы Хвастуновой. С какой серьёзностью относились тогда в Европе и за океаном к своей задаче конструкторы, понимаешь, притормозив у прибора для специй: его ажурная конструкция изготовлена из воронёной крупповской стали.
На кухню шли инновации в самом современном смысле слова. Размышляешь об этом у витрины с американской тостерницей 20-х годов прошлого века. Знакомая нам специальная пружина, выбрасывающая подсушенный ломтик из зажима, была запатентована в США... ещё в 1919 году. Похожая на маленький самовар бульотка в стиле ампир со съёмной спиртовой горелкой выглядит на выставке больше антикварной экзотикой, а музыкальная шкатулка в виде сувенирной «птички в клетке» (металл, птичьи перья) – предметом восхищения фантазией и мастерством неизвестного умельца.
А вот хитроумная стеклянная ловушка-мухоловка вполне могла бы по новому кругу с успехом заменить допотопную клейкую ленту на наших дачных кухнях. Не выглядит устаревшим и похожий на градусник, судя по этикетке, отечественный «молокопроверительный аппарат домашний», градуированный на определённый процент жира в молоке и действующий по принципу поплавка. Эта «кухонная служба ОТК», где, как и в колбе-мухоловке, народная сметка соединилась с инженерным расчётом – не наглядный ли урок инновационной практики, пользу от которой сам инноватор каждый божий день видит на собственной кухне.