В тот творческий период она испытывала сильное влияние своего мужа Евгения Васильевича Диффинэ, которого тот же Герасимов характеризовал как «главного коровиниста», продолжателя традиций великого русского живописца Константина Коровина. К сожалению, ранняя смерть в эвакуации в Самарканде прервала его яркий, но короткий творческий путь.
Дорога в искусство была для Валентины Диффинэ-Кристи непроста. Становление зрелого мастера происходило в годы жёсткого диктата государственной политики в искусстве, требовавшего от деятелей искусства реализма, но не простого, а социалистического. Художницу обвиняли в формализме и даже исключили из института, но со временем восстановили.
В результате долгих исканий к 60-м годам прошлого века Диффинэ-Кристи находит свой неповторимый и хорошо узнаваемый стиль: лёгкий, воздушный, как бы растворяющийся в фантастическом мираже и почти поглощающий предметные очертания. Объекты её живописи словно теряют объём и вес, постепенно исчезают тени, уходят утро, вечер, и появляется полярный день с его почти не заходящим солнцем. Усиливается плоскостность её работ – их можно определить как более декоративные. Чувствуется влияние древнерусских фресок и иконописи, где плоть невесома, нетленна.
На переславской выставке «Свет и воздух...» представлены пейзаж, натюрморт, портрет и разные периоды творчества художницы – от ранней графики до живописи самых ярких и плодотворных лет. Всегда интересно проследить, как со временем меняется манера письма мастера, и Переславский музей-заповедник предоставляет знатокам и ценителям настоящего искусства эту прекрасную возможность.
Художница говорила, что она никогда ничего не выдумывала. И мир её живописи – это мир видимой ею реальности, в котором не существует чётких контуров. Она ушла из жизни в возрасте 94 лет, оставив нам свою живопись и видение мира, и её творчество, столь многогранное, ещё предстоит осмыслить.