К каким? Что в результате потеряет или приобретёт город? Попробуем разобраться в этом на примере одного из самых милых сердцу каждого ярославца здешних особнячков, вошедших в историю города как Дом общества врачей (Волжская набережная, д. 15).
Как сообщили нам в комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии, здание (а это памятник федерального значения) по-прежнему остаётся в муниципальной собственности, но оно сдано в аренду. Арендатор – известный предприниматель Олег Жаров, который намерен сделать в нём частный музей.
Все хлопоты по реализации этого намерения, как выяснилось, возложены на плечи человека в городе хорошо известного, Елены Андреевны Анкудиновой. Многоопытный музейщик, в очередной раз показавший высокий класс при организации историко-культурного комплекса «Вятское», где она является сейчас генеральным директором, Елена Андреевна выступает в данном случае в скромной роли экспозиционера. Попросту говоря, ей предстоит придумать, что это будет за музей, насытить его экспонатами, да так, чтобы он вошёл в число самых значительных музеев Ярославля.
С первых шагов задача была поставлена именно так – амбициозно, потому что главная идея и рабочее название музея родилось сразу: «Ярославль. 1612 год».
Самая значительная после основания города дата – год, когда Ярославль на какое-то время стал столицей России; год, когда ярославцы приняли у себя ополчение Минина и Пожарского, а потом пополнили его и двинулись на освобождение Москвы; год, когда здесь ждал своего часа призванный на царство Михаил Романов; год конца Смуты и начала золотого века ярославского купечества и ярославского зодчества – в фактах и подробностях до сих пор остаётся известен только узкому кругу специалистов.
– А нам хочется, чтобы это время, с 1609-го по 1612-й, представляли в деталях все, – говорит Анкудинова. – Это действительно то, чем каждый житель Ярославля и город в целом могут гордиться.
Превращение очень старого и порядком запущенного дома в музей, способный принять множество экспонатов и множество посетителей, оказалось проблемой не простой и не быстрой.
– Дом в ужасном состоянии, поэтому прежде всего пришлось делать противоаварийные и консервационные работы. Как памятник федерального значения можно было довести до такого, честно говоря, в уме не укладывается, – недоумевает она. – Не легче оказался и следующий шаг: получить разрешение на реставрацию. Это огромная работа, обусловленная высоким статусом памятника: понадобилось привлечь несколько федеральных экспертов для независимой экспертизы, подготовить проект научно-обоснованной реставрации... Всё это заняло почти год, и вот буквально на днях разрешение на реставрацию наконец нами получено. Никаких надстроек к дому не будет. Мы пришли сюда с теми же принципами, которые исповедуем в Вятском: восстановление памятников должно происходить с крайне пиитетным к ним отношением.
Главным сокровищем здания Анкудинова называет подклет. При том, что дом дошёл до нас в довольно позднем, уже перестроенном виде, он возведён в конце XVII – начале XVIII веков. Подклет относится именно к тому, самому давнему времени, XVII веку. Он ровесник Митрополичьих палат, редчайший в городе фрагмент здания из числа гражданских, не церковных сооружений той эпохи, таких сохранилось буквально единицы. Построенный через десять – двадцать лет после конца Смутного времени, он может считаться вещественной памятью тех лет, а значит, первым и главным экспонатом будущего музея.
Подклет представляет собой внушительных размеров подвал, изначально предназначенный, скорее всего, для складских нужд. Хотя, думаю я, слушая Елену Андреевну, кто знает, может быть, и для укрытия от врагов, память о которых тогда была ещё очень свежа. В нём три помещения площадью от 70 до 90 квадратных метров и высотой около четырёх метров. Сводчатые потолки придают ему значительность и красоту. По замыслу устроителей музея, подклет будет превращён в жилые помещения богатого ярославца XVII века.
– Одного из тех, на деньги которых снаряжалось ополчение, чьё состояние прирастало торговлей с Уралом и Сибирью, кто строил наши замечательные храмы, – делится замыслом Елена Андреевна. – Как они жили, мы ведь практически не знаем.
Главная проблема – полное отсутствие экспонатов. Самое интересное давно хранится в федеральных музеях, действующие ярославские музеи располагают немногим и вряд ли захотят поделиться. Тем не менее, опираясь на известные и последние, самые свежие открытия историков, в том числе много лет работавшего в Ярославле Вячеслава Козлякова, который считается сейчас самым авторитетным специалистом по этой теме, Анкудинова и её команда надеются не просто найти выход из этой ситуации, а повернуть её на благо музея.
В качестве экспонатов здесь появятся точные копии самых интересных экспонатов других, в том числе крупнейших музеев страны. Мы увидим реконструированные оружие, утварь, мебель, одежду того времени, и в результате как бы попадём внутрь реконструированного времени. При этом никаких фантазий, каждая деталь будет обоснована до мельчайших подробностей, речь идёт о научной реконструкции. Такие специалисты, работающие, в частности, для Государственного исторического музея, уже найдены.
Современные технологии позволяют кроме того активно использовать так называемую интерактивную экспонатуру.
– Электронные матрицы, установленные в разных местах, дадут возможность увидеть князя Пожарского, ведущего в Ярославле переговоры с немецкими, шведскими и другими иностранными послами. А вот Кузьма Минин в окружении ярославских купцов... Мы хотим, чтобы человек, пришедший в музей, не только познакомился с историей, но и почувствовал её. Этому будет способствовать и окружение дома: буквально в нескольких метрах отсюда – дом, где находилась во время ссылки Марина Мнишек. Видимо, где-то неподалёку квартировала её свита в составе 375 человек. В общем, идеи наши, а дальше будем просить исторического аудита у специалистов.
Безупречная подлинность фактов и деталей времени – вот посыл, который положен в основу всего замысла. Многое, конечно, будет зависеть от понимания и поддержки нового руководства города.
– Хочется, чтобы нас поняли правильно, – отмечает она. – То, что задумано, – не для наживы. Мы восстанавливаем дом, чтобы в очередной раз подчеркнуть красоту нашего города, и создаём музей, чтобы подчеркнуть значение Ярославля в истории России.
Главный архитектор проекта – Александр Рыбников. Он будет осуществлять надзор за правильностью реставрационных работ, которые станет вести его фирма «Яблоко». В первую очередь решено сосредоточить все силы на восстановлении и приспособлении к новой функции подклета.
Что касается верхнего этажа, то здесь разместятся выставочные площади. Они представляются местом проведения выставок и самого «Вятского», и других частных коллекций, что обещает ярославцам массу всего интересного. Уже ведутся переговоры с женой Вениамина Смехова, известной своей уникальной коллекцией одежды, готов показать свои сокровища частный коллекционер, обладатель редкого собрания гарднеровского фарфора.
Когда новый музей откроет двери для посетителей, пока неизвестно. По словам Анкудиновой, его устроители не берут на себя временных обязательств, чтобы они не мешали сделать всё, как надо. Никто из исследователей не видел подклета дома, с началом работ поэтому могут всплыть любые неожиданности, которые в состоянии обернуться настоящими открытиями.
Работы начнутся с наступлением тепла, к лету или к осени во всяком случае что-то уже прояснится.
Отдельная комната в новом музее будет отведена для рассказа об истории дома. Через тридцать лет после его перестройки, в 1869 году в нём была открыта первая в городе бесплатная лечебница для неимущих больных. Потом, тоже на добровольные пожертвования, к нему пристроили знаменитый родильный дом из красного кирпича, где, как говорят, родилась половина жителей нынешнего Ярославля. Недавно он закрыт, здание выставлено на продажу, но пока аукцион ещё не состоялся.
В последнее время закрыты ещё несколько располагавшихся рядом больниц. В старину считалось, что сама река с её плавным течением приносит людям облегчение. В городском чине XVII века было написано: нельзя загораживать соседу вид на воду и на церковь.
Но годы идут, всё меняется. Какой станет наша набережная? Удастся ли сохранить её как тихое место со старыми липами, уютными особнячками и музеями? Или освободившиеся дома и прилегающие к ним пространства займут новые хозяева, безразличные к истории и традициям города? Многое будет зависеть от руководства Ярославля и области, их понимания того, в каком городе мы живём, и желания сохранить это понимание в будущих поколениях.