Однако для зрителей погружение в волнительную атмосферу любовных интриг, неизменно ассоциирующихся с именем Дон Жуана, началось не после третьего звонка, а гораздо раньше – с творческой программы «Многоликий Дон Жуан», предшествующей спектаклю. Её подготовили театральный педагог-организатор Ирина Корнилова и заведующая областной юношеской библиотекой имени Некрасова Людмила Климова.
– Это далеко не первый совместный проект, расширяющий границы непосредственной деятельности и театра, и библиотеки, – рассказала Людмила Климова. – Только в прошлом году в ТЮЗе при участии библиотекарей прошло 25 таких программ. Как правило, они приурочены к премьере нового спектакля. Была очень интересная программа по Лескову, запомнились интерактивные мероприятия, приуроченные к показам спектаклей «Золушка» и «Летучий корабль». Иногда нам помогают волонтёры – школьники ярославских школ № 30 и 36.
На сей раз организаторы предложили зрителям напрячь извилины и ответить на самые различные вопросы, касающиеся персоны Дон Жуана. На литературной площадке, например, надо было вспомнить всех авторов, когда-либо заинтересовавшихся персоной этого сердцееда, – от Мольера, Гофмана и Байрона до Пушкина, Алексея Толстого и Давида Самойлова. Посещение музыкальной площадки освежило в памяти имена известных композиторов, кого похождения любовника всех времён и народов вдохновили на создание опер и балетов – Глюка, Моцарта, Керубини, Даргомыжского…
Однако наибольший ажиотаж в день премьеры спектакля «Дон Жуан – попытка №…» царил на поэтической площадке. Участникам было предложено написать стихотворение о любви от лица Дон Жуана. В этот вечер муза посетила Анастасию Удалову из деревни Кузнечиха. В считанные минуты девушка срифмовала несколько незамысловатых строк: «…играют гормоны, текут ручейки, и солнце пылает от тяжкой любви». Корифеи ямба и хорея, безусловно, найдут к чему здесь придраться, но, главное, на мой взгляд, это искренность и непосредственность юной поэтессы, готовность к импровизации и желание открыто говорить о своих чувствах.
Примечательна интонационная перекличка этого эпизода – написание наивного поэтического экспромта – с сюжетной линией спектакля «Дон Жуан – попытка №…». (Жаль, этот «мостик» остался незамеченным большинством посетителей премьеры!) В спектакле тоже «рулят» женщины: влюблённая в придуманный образ Дон Жуана, точно пэтэушница – в голливудского киноактёра, вчерашняя воспитанница монастыря донья Анна (актриса Наталья Виноградова) решает потерять невинность в объятиях главного покорителя всех женских сердец (и прочих частей тела) и оказывается очень настойчивой в своих стремлениях. Подобная осада вызывает ревность у нынешней возлюбленной командора, красавицы доньи Исавель (актриса Марина Мартынова), она не желает уступать своего любовника. (Почему в трактовке ТЮЗа испанка Исавель выглядит «репликой» Мэрилин Монро, так и осталось за гранью понимания.) Масла в огонь подливает главный мифотворец образа великого Дон Жуана, его слуга Лепорелло (заслуженный артист России Олег Челноков). Он составляет каталог соблазнённых своим господином красавиц, «пиарит» его в кабаках, неустанно заботясь о поддержании имиджа великого сердцееда. Даже назначает от имени Дон Жуана свидания самым влиятельным дамам из высшего общества, а порой – вот наглец! – заменяет его в любовных свиданиях. (Надо признать, что по линии правды жизни сюжет в этом месте здорово хромает: ведь даже непроходимые блондинки в состоянии отличить одного мужчину от другого…) А сам кумир женских грёз Дон Жуан (актёр Андрей Виноградов), втайне мечтающий о домашних пирожках с капустой и той, что не красит губы и умеет вязать носки, оказывается лишь марионеткой в руках деятельного Лепорелло, упорно строящего для своего господина пьедестал под названием «величайший любовник всех времён и народов». Таков вкратце сюжет.
Интриг и неожиданных поворотов в этой истории хватает, и эти сценарные подпорки позволяют удерживать зрительский интерес практически на протяжении всех полутора часов представления. В программе спектакля значится – «от 16 и старше…», но добрая половина зрителей – школьники старших классов. Хотя вряд ли их, воспитанных на многочисленных ТВ-шоу с моралью кварталов «красных фонарей», смутишь историей юной девушки, которая выигрывает в лотерею у своих одноклассниц право провести ночь со знаменитым мужчиной. Мои соседи по ряду, мальчики-подростки лет тринадцати, чуть ли не дремали на пикантных сценах соблазнения и оживлялись, лишь когда на сцене появлялся пройдоха Лепорелло. Заслуженному артисту России Олегу Челнокову, пожалуй, единственному в этом небольшом актёрском ансамбле, удалось довести свою роль если не до совершенства, то до приемлемого уровня естественного существования в предлагаемых обстоятельствах. За его игрой было по-настоящему интересно наблюдать. Актёра можно поздравить с яркой, достойной его дарования работой, а неровности и шероховатости, неизбежные для премьеры, со временем отшлифуются. Что касается остальных актёрских работ… Однажды одна известная журналистка пожаловалась: «Не могу писать плохо про артистов. Они ведь так старались!». После премьеры «Дон Жуан – попытка №…» хочется повторить именно эти слова. Артисты старались.