– А не напомнить ли, Любовь Башировна, что за человек был ваш консерваторский педагог, чьё имя стоит в красной строке ярославского фестиваля?
– Пожалуй, успеем набросать что-то вроде эскиза портрета мастера и не более того. Хотя со временем становится всё яснее, как много сделал Ройзман для искусства. Это он написал первую книгу об органе в России. Все, кто в нашей стране, начиная с хрущёвской оттепели играли и играют на этом инструменте – питомцы Леонида Исааковича или ученики его учеников. Он мог часами играть Баха, любил музыку романтиков. Это он первым начал исполнять современный репертуар, редко звучащие сочинения – всё это есть и в нашей «фирменной» афише.
– Сразу вопрос, какого, думаю, с нетерпением ждут ваши поклонники: о премьерах и эксклюзивах.
– Наверное, не ошибусь, если скажу, что это снова будет фестиваль премьер. Подробности в афишах, но кое-что упомянуть надо непременно. Например, посвящённую Леониду Ройзману новую кантату «Ангел пустыни» Лидии Янковской – из программы-концерта открытия. Впервые в России будет исполнен Концерт для альта, органа и оркестра Гайдна – только не классика Франца Йозефа Гайдна, а другого, куда менее известного выходца из этой семьи – его дядюшки Михаэля. Российской премьерой станет и «Священная симфония» французского композитора, младшего современника Бизе – Видора. Никогда не исполнялись в Ярославле «Молитва» Франка, соната любимого ученика Листа Юлиуса Ройбке, умершего в 26 лет, «Шесть этюдов» для струнного оркестра и органа Бориса Чайковского, «Симфоническая фантазия» Алексея Шмитова...
– С репертуаром прояснили, осталось назвать исполнителей.
– Когда, бывает, слышу, что у нас на фестивале Ройзмана «одни и те же имена» и что узок круг исполнителей, то я отвечаю, что никакого жёсткого «творческого ценза» в отборе исполнителей нет и быть не может. Просто надо дорожить этой ярославской традицией и самому быть личностью. В полнейшей мере относится это и к нашим маститым немецким друзьям Петеру Фрессдорфу и блистательному импровизатору Мартину Штефану, досконально знающим возможности ярославского органа, и к масштабному и универсальному Рубину Абдуллину, ректору Казанской консерватории, и к гостю из Франции, органисту храма Успения Богородицы в Париже и профессору консерватории в городе Йерре Леониду Кареву. Имеет значение и то, когда исполнитель ещё и сам композитор, а значит, как правило, обладает завидным чувством целого, как Карев или живущая в Ярославле сибирячка Янковская, или мой коллега – доцент Московской консерватории Шмитов. Сыграют на фестивале и наши ученики – Мария Лесовченко из класса Шмитова и моя ученица Софья Иглицкая. А самый юный на фестивале – пятиклассник столичной музыкальной школы имени Майкапара Владимир Скоморохов. Представлять музыкантов, только начинающих свой путь, – тоже в традиции наших фестивалей. Все приглашённые исполнители 3 февраля соберутся на гала-концерт в органный зал музея «Музыка и время».
– Орган – инструмент весьма демократичный и общительный. Кто на сей раз будут его партнёрами?
– Прежде всего Ярославский симфонический оркестр и маэстро Мурад Аннамамедов, так много делающие для того, чтобы наш фестиваль мог предлагать слушателям уникальный репертуар. Вокальное искусство достойно представляют хорошо знакомые вашим читателям Вера Добролюбова и Александр Суханов, молодой бас, лауреат Шаляпинского конкурса Антон Зараев и, конечно, хоровая капелла «Ярославия» во главе с профессором Московской консерватории Владимиром Контаревым. На открытии фестиваля мы с «Ярославией» исполним два редко звучащих духовных сочинения Гречанинова для хора и органа, а буквально на другой день капелла отправится на фестиваль Башмета в Сочи. Есть в нашей афише и нижегородский день. Ждём в гости с эксклюзивным репертуаром камерный оркестр под управлением ученика Нейгауза и Гилельса Игоря Жукова. Занимался он и в классе фортепиано у Ройзмана – наш человек!
– И последний, Любовь Башировна, вопрос: как накануне главного события концертного сезона чувствует себя наш «король инструментов»?
– Для того чтобы он чувствовал себя нормально, в эти дни потрудились на совесть те, кому только и можно поручить столь важную миссию, – старый друг Ярославской филармонии, директор знаменитой немецкой фирмы органостроения «В. ЗАУЭР» Фрессдорф и его ассистент Томас Ланг. При этом специалисты из Германии вовсе не намерены скрывать, что орган их фирмы, верой и правдой прослуживший ярославцам без малого четыре десятилетия, давно просится в «отпуск»: он требует реконструкции. Больше всего страдает он от... самой обыкновенной пыли. Трубы требуют прочистки и промывки. Я считаю, что заняться этим надо как можно скорее, лучше всего сразу после окончания сезона 75-летия филармонии. А пока после тщательного «текущего ремонта» и генеральной настройки выполнено всё возможное, чтобы на предстоящих концертах фестиваля имени Ройзмана «король инструментов» показал свои коронные качества: романтический нрав и полную неприязнь к фальши.