Писать о Марио Ланца, с одной стороны, трудно, а с другой – легко. Трудно, поскольку прикасаешься к звезде, к чему-то недосягаемому, а легко, потому что, увидев однажды Марио Ланца на экране, мгновенно попадаешь под влияние его магнетического обаяния, а услышав его волшебное пение, навсегда становишься его поклонником и почитателем солнечного таланта. Как же мы должны быть благодарны тем корифеям кино – мастерам режиссуры, которые подарили нескольким поколениям зрителей возможность видеть и слушать своего кумира!
Легендарный маэстро Артуро Тосканини, впервые услышав голос Марио Ланца, воскликнул: «Это величайший голос ХХ века!» Его слова предвосхитили будущее. «После Марио Ланца мы слышали многих прекраснейших теноров, но голос кумира 40 – 50-х годов по красоте пока не имеет себе равных» (Муслим Магомаев).
«Крёстным отцом» Ланца был выдающийся дирижёр и руководитель Бостонского симфонического оркестра Сергей Кусевицкий. Именно он вывел никому тогда не известного Альфредо Кокоцца на профессиональную сцену музыкального фестиваля в Танглвуде (штат Массачусетс). По совету С. Кусевицкого молодой певец взял себе артистический псевдоним, созвучный имени и фамилии своей горячо любимой матери – Марии Ланца. После этого дебюта имя Марио Ланца появилось на страницах газеты «Нью-Йорк таймс»: «Со времени Карузо не было такого голоса», «Открыто новое вокальное чудо...», «Ланца – второй Карузо!»
Слава обрушилась на Марио Ланца в 21 год, но потом была вынужденная отсрочка – служба в армии. Свои первые концерты Ланца провёл в лётных войсках. В 1945 году он продолжил своё певческое образование у известного итальянского педагога Энрико Розатти и стал готовиться к карьере оперного певца. Затем последовали гастроли по городам США и Канады с «Трио бельканто», а вскоре поступило приглашение выступить на оперной сцене театра в Нью-Орлеане в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.
К сожалению, оперный дебют Марио Ланца стал и последним его оперным спектаклем. Как говорят, не судьба... У Марио была ослепительная улыбка американского итальянца и в сочетании с голосом – настоящая находка для кинематографа. Вместо карьеры оперного певца его ждала слава киноартиста. Крупнейшая кинофирма Америки «Метро-Голдвин-Майер» подписала с Ланца контракт на несколько картин.
С фильма «Полночный поцелуй» началась головокружительная кинокарьера и популярность Марио Ланца. С особой простотой он мог переноситься из эмоционального богатства мира итальянской оперы к сладкой чувственности популярных песен, потешая всех своими знаменитыми имитациями на популярных эстрадных певцов. А по количеству выпущенных пластинок с записью его голоса Ланца превзошёл самого Фрэнка Синатру. Для фильмов, в которых снимался Марио Ланца, специально писал песни известный европейский композитор Николай Бродский.
Как же судьба бывает несправедлива, особенно к людям гениальным! Они, гении, подобны падающим и сгорающим в плотных слоях атмосферы звёздам. Судьба отвела Марио Ланца, столь обласканному и даром небесным, и славой, и всем, что только природа может дать, лишь 38 лет жизни! Каждый день этой короткой жизни (1921 – 1959) он прожил так, как будто это был его первый и последний день. Так он и пел – в кино и на сцене – дарил людям величайшую радость. А в обыденной жизни помогал неимущим и давал просящим. За четырнадцать лет своей творческой жизни снялся в семи кинофильмах, записал около восьмисот произведений, в том числе три оперетты.
В 60-х годах имя Марио Ланца достигло и нашей страны и стало любимым. Потом последовали передачи на радио, пластинки и книга Муслима Магомаева, который рассказал в ней о трагической судьбе своего кумира с детства: «Кто-то старается ему подражать... Но Ланца пел сердцем, а не горлом, а сердцу и душе подражать невозможно».