четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 14 января 2012

Весело, весело встретили Новый год

Новогодняя декада для работников культуры – что страда для колхозников

Завершилась та самая неделя (плюс-минус пару дней), что весь год кормит. По этому поводу есть анекдот: к актёру провинциального театра обращается знаменитый режиссёр Спилберг с невероятным предложением – сняться у него в кино в главной роли. А когда это будет, интересуется обалдевший от счастья актёр. С 25 декабря по 8 января, следует ответ. Артист, не раздумывая, отказывается: «Я не могу, у меня ёлки...». В этой шутке, как говорится, есть только доля шутки.

 

автор Лариса ДРАЧ    фотограф Лариса САХАРОВА

 

А если серьёзно, то в этом году новогодняя кампания для ярославской дет­воры была организована с размахом. Лидером по посещаемости стал Театр Юного Зрителя – на 37 представлениях водило хороводы вокруг ёлочки более 20 тысяч мальчишек и девчонок. Этот ажиотаж – неслучаен: ТЮЗовцы нынче постарались от души! Режиссёр из Москвы Виктория Михеева (она уже знакома маленьким ярославским театралам по постановкам «Летучий корабль» и «Бременские музыканты») поставила известную сказку «Двенадцать месяцев». Бережное отношение к литературному первоисточнику, продуманное, с точки зрения дет­ского ожидания чуда, оформление спектакля (над этим постарался столичный же художник-оформитель Алексей Дмитриев), в меру насыщенное стильными танцевальными и песенными номерами действо сделали своё дело – спектакль игрался и смотрелся на одном дыхании. Немаловажно для бюджета театра и то, что отныне сказка «Двенадцать месяцев», будучи спектаклем на все времена, может смело поселиться в репертуарной афише театра и – вне привязки к новогодней кампании – занять там достойное место.

Как известно, в новогоднем представлении спектакль – это только полдела. Без традиционных новогодних танцев вокруг ёлочки праздник неполноценен. Пару лет назад тем же ТЮЗовцам можно было попенять на абсолютное отсутствие организации танцевального действа. Зато теперь авторы интермедии (в этом качестве выступили актёры Илья Богатырёв и Сергей Рядовкин) превзошли сами себя. Они лихо закрутили интригу действа, «отправив» Деда Мороза на все четыре стороны. Что из этого вышло, спросите вы? А то, что детвора потом с восторгом встречала у ёлочки то Деда Жару, прибывшего с юга, то китайского Деда Мороза, то западного Санта-Клауса. Было весело и интересно всем – и трёхлетнему карапузу, и «матёрому» завсегдатаю ёлок – третьекласснику.

Добрые слова благодарности хочется сказать и актёрам театра кукол. Они тоже в этом сезоне молодцы, каких поискать. Отыграли – просто невероятно! – 45 спектаклей, в первую январскую неделю ежедневно было по четыре представления, и каждое – с премьерным азартом.

– К новогодним ёлкам у администрации театра самое серьёзное отношение, – говорит пресс-секретарь театра Нила Полозова. – На это никогда не жалеют ни средств, ни творческого потенциала. Дети должны получить всё самое лучшее – эта многолетняя установка руководства театра привела к тому, что сейчас мы были просто вынуждены, уступив просьбам зрителей, сыграть рекордное количество спектаклей. Но такой востребованности мы рады!

Спектакль «Морозко» любим не одним поколением ярославской детворы. Он поставлен двумя прекрасными Еленами – режиссёром Борисовой и художником Бересневой – ещё в 2000 году. Обновлённый, он вновь вернулся в репертуар театра. Над интермедией по­трудилась ещё одна Елена – Снегирёва. Чем всегда выгодно отличаются спектакли ярославского театра кукол, так это внимательным отношением к вкусовым запросам зрителей разных возрастов: изначально учитывается, что должно быть интересно и бабушке, и внучке, и папе-бизнесмену. Пожалуй, к театру кукол одна «претензия» – отсюда просто невозможно увести детей! Некоторые родители, выходя с представления, были вынуждены вновь заворачивать к кассе за новыми билетами. Согласитесь, всем бы такие «претензии» принимать.

А вот авторы новогоднего представления в академическом театре драмы имени Волкова в этот раз, на мой взгляд, оказались не на высоте. И дело тут не только в полном отсут­ствии декораций на сцене, что, в принципе, само по себе странно, учитывая, что зрелище в первую очередь рассчитано на детей, и авангардная концепция минимализма, объяснимая при взрослой постановке, очень спорна, когда в зале дети дошкольного возраста, а на сцене предполагается сказочное действо. Но, в конце концов, у художника-постановщика Ильи Кутянского и актёра Владимира Майзингера, который выступил в качестве постановщика сказки «Белоснежка и семь гномов», на этот счёт может быть своё мнение. Но просчитать и заранее решить такую задачу, как размещение зрителей в холле во время массовки, организаторы были просто обязаны. Но они не просчитали (или не сочли нужным просчитать), и вот что получилось.

Зрительный зал в театре имени Волкова вмещает порядка 900 человек, а холл, где стоит ёлка, включая боковые карманы, втрое меньше. Спрашивается, как в этом ограниченном пространстве петь и веселиться, не говоря уже о хороводе вокруг ёлочки, если от духоты некоторые зрители чуть в обморок не падали? В итоге на утреннем представлении 2 января, например, к ёлке смогли пробиться, наверное, не больше полусотни мальчишек и девчонок. Родители счастливцев плотно забаррикадировали все возможные подступы к площадке, где что-то происходило, в результате чего те, кому не повезло с пробивной силой, были вынуждены томиться в ожидании спектакля там, где удалось приткнуться. Лично нам с лестницы были видны только уши подпрыгивающих зайцев, а слышно вообще ничего не было. Постфактум я узнала, что в сценарии это столпотворение проходило под названием «интермедия», и что у неё был даже свой постановщик – исключительно уважаемый мною заслуженный артист России Валерий Кириллов. Что, к нему претензии? Ничуть не бывало, считает заведующая литчастью театра Татьяна Джурова, толчея на ёлке – это вообще не проблема: кто смог, тот и пробился, а на нет и суда нет.

Но лично мне, как зрителю, это кажется большой проблемой. Если подойти к ситуации с бюрократической точки зрения, то те зрители, кто из-за толчеи не смогли поучаствовать в интермедии, не получили обещанных и авансом оплаченных при покупке билета услуг. Хотя моральный урон, нанесённый ребёнку, который вместо Деда Мороза увидел спины чужих мам и пап, никаким рублём не измеришь.

А ведь есть и вариант, позволяющий максимально использовать заполняемость зрительного зала (как говорится, чтоб и грудь в крестах, и голова на плечах). Им мудро воспользовались в Центре детей и юношества Дзержинского района: там с местом, чтобы вволю потанцевать вокруг ёлочки, тоже небогато. Но режиссёры-постановщики интерактивной программы «Сказка об украденном снеге» – руководитель отдела региональных детских проектов Дмитрий Хорев и педагог-организатор Юлия Нефёдова – нашли блестящий выход из этой непростой ситуации. Танцы, которые исполняли герои сказки по ходу спектакля, были продуманы так, что бурно реагирующая на всё происходящее ребятня имела возможность повторять движения, сидя на собственных местах или стоя в проходах между рядами. Это что касается непосредственно интерактива во время спектакля. А после него наряженная ёлочка (кстати, как и в Волковском театре) стояла на сцене, зато около неё было организовано сразу несколько маленьких хороводов, причём в каждом заводилами были участники спектакля – ребята из школы организаторов досуга (педагог Людмила Павловна Капралова), которые помогали разучивать танцевальные па.

Иной выход из аналогичной ситуации (чтоб капитал приобрести и положение соблюсти) нашли в Ярославском художественном музее. Эти ёлки негласно считают самыми элитарными в городе, попасть на них очень непросто: билеты разлетаются буквально в течение одного дня задолго до начала новогодней кампании, хотя цена билета «кусается» – 700 рублей. В этом году на «Безумном чаепитии под Новый год» смогли побывать 600 ребят, актёрами творческого объединения «Молодая сцена» под руководством заслуженного артиста России Сергея Куценко было сыграно всего десять представлений. Зато «продукт» получился выс­шего качества. В музее, как у хорошей хозяйки, принимающей гостей, продумано всё. Это и оригинальные подарки – не только сладкие, но и памятные. В этом году, например, детям подарили наборы авторской посуды, рисунки для которой художница Татьяна Окружнова придумала по мотивам спектакля «Алиса в Стране Чудес». Это и игровая интерактивная программа, в которой «обласкан» каждый, вниманием не обойдён ни один ребёнок. А пока дети развлекаются, искусствоведы музея приглашают родителей на экскурсию по экспозициям. Когда всё продумано до мелочей, удовольствие от праздника получают все – и организаторы, и актёры, и родители, и, конечно, дети. Оттого и репутация у новогодних ёлок в художественном музее столь высока.

В завершение хочется сказать вот о чём: этот постновогодний обзор вовсе не имел своей целью одних поругать, а других – похвалить. Просто новогодние кампании неизбежны, как и сам Новый год, а потому есть шанс в будущем и

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают