Этот город, центр неизвестной доселе цивилизации эпохи египетских пирамид, открытый археологами в южноуральских степях всего лет двадцать назад, стал глобальной сенсацией. Как появились среди голых песков эти люди – жрецы, бронзовары, древоделы, водители боевых колесниц, куда они потом исчезли, как жили, а главное, чем они были живы? Свою эффектную версию всего этого, обращенную к нашему воображению, и дала прошлогодняя мировая премьера балетапритчи Лейлы Исмагиловой «Аркаим» в хореографии москвича Андрея Петрова. Вместе с волгоградцем Отаром Джангишерашвили и труппой из Иркутска и стал башкирский театр одним из трех нынешних лауреатов Волковской премии.
– Хотите знать, в чем самый хитрый секрет всего того, что вы сейчас видите на сцене? – спросил репортеров нашей газеты дружелюбный «аркаимец» Прокопьич. И не дожидаясь, когда мы ему поддакнем, показал на задник, расписанный по мотивам знаменитого кадра аэрофотосъемки с кольцевым планом столицы древней степной Страны городов: – Все оживет, когда зажгутся прожектора. Луч у нас не простой – рисующий, превращает в бронзу обыкновенную деревяшку.
В том, что наш веселый гид не шутит, мы убедились, как только понажимали свои кнопки световых дел мастера. Похожая на голую марлю ткань под названием эксельсиор прямо у нас на глазах превратилась в поток льющейся с небес воды, расстеленный на подмостках желтый тюль – в сыпучие пески. Солнце же, приветливое и золотое в сцене восточного базара, стало зловещим красным шаром. Это когда молодой Самбулат, сын вождя рода, отвергает всех своих невест, в том числе и дочь воинственного соседа, и заполыхает распря, обратившая Аркаим в развалины.
Мечтательный Самбулат, герой Ильдара Маняпова, воспитанника хореографического училища имени Рудольфа Нуреева, грезит звездной девушкой Йондоз. Перед генеральной репетицией мы успели узнать об этом от самого артиста. После битвы, в которой погибнут оба враждующих рода, его герой, защищенный небесными силами, один будет поднимать из пепла рухнувший мир.
– Для меня это балет про любовь и про верность мечте, – рассказывает Ильдар. – Провожая меня на войну, Йондоз надевает мне на грудь амулетзвезду. Он и спасает мне жизнь, в нее попадает летящее в меня копье. В награду Самбулату за верность верховная богиня обратит свою небесную дочь в земную девушку, мы будем первыми жителями нового Аркаима.
Партию Йондоз танцует Гульсине Мавлюкасова. Все в театре знают, что Ильдар с ней вместе не только на сцене, но и в жизни.
Художественный руководитель балетной труппы Шамиль Терегулов поименно называет авторов постановки: воспитанницу Московской консерватории композитора Лейлу Исмагилову, хореографа – руководителя труппы «Кремлевский балет» Андрея Петрова и его супругу, художника по костюмам Ольгу Полянскую.
А музыкальному руководителю спектакля Роберту Лютеру (на верхнем снимке) мы представились лично. Он и сопровождал нас дальше в прогулке по театральному Аркаиму. К слову, всяких загвоздок было у него в тот день гораздо больше, чем у Прокопьича. Вместе с капельмейстером решали они хитрую задачку: как рассадить в тесноватой оркестровой яме полсотни музыкантов и где разместить хор.
Музыку балета «Аркаим» Лютер назвал самобытной, тонко стилизованной под восток и очень современной. Заострил наше внимание на таком ее свойстве, как изобразительность. Есть в ней и остроумные «кляксы», и синкопированные ритмы, и вокал. Верховная богиня поет голосом народной артистки Башкортостана Азнакаевой, а начинает спектакль своим берущим за душу ветровым звуком дудочка из высушенного стебля травы под названием курай.
Да и сам Роберт Лютер – потрясающий уникум, иначе и не скажешь. Вот только некоторые подробности его судьбы, дирижера и музыкального менеджера с мировым именем. Отец у него – выходец из прибалтийских немцев, мама – русская, родился Роберт в Ленинграде.
В детстве пел тенором в хоровой капелле вместе с Владимиром Атлантовым. В родном городе закончил два консерваторских факультета дирижирования, хорового и симфонического, да еще и аспирантуру в Москве у Геннадия Рождественского. В Мариинке, которая называлась тогда Кировским театром, начинал Лютер хормейстером и ассистентом у Юрия Темирканова. Как говорит Роберт, «прорастал» вместе с однокашником по консерватории Валерием Гергиевым.
Восемнадцать лет отдал Роберт Лютер Мариинке, где сегодня у него статус дирижерагостя. Было дело, в театре познакомился с неотразимой американкой по имени Нэнси. Женился, уехал в Штаты. Ставил и вел спектакли оперных и балетных антреприз в СанФранциско и НьюЙорке.
Дружил с Рудольфом Нуреевым, в СанктПетербурге дирижировал балетом «Сильфида» с его участием, в Вене – программой памяти великого танцовщика.
Когда Роберта пригласили на родину Нуреева в Уфу, то, имея двойное гражданство – России и США, долгими раздумьями себя не утруждал. На Волковский фестиваль приехал он уже в должности главного дирижера театра.
Вчера, прежде чем встать за дирижерский пульт спектакля «Аркаим», Роберт Лютер поднялся на сцену Волковского театра вместе с коллегами. Принимали премию Правительства России имени Федора Волкова: специальный приз – бронзовую статуэтку родоначальника русского театра, почетный диплом и наградные 100 тысяч рублей.
Сегодня призрачная страна Аркаим на 15тонной фуре отбывает в Уфу. А десятидневный международный фестиваль продолжается. К вечеру на ярославских подмостках рабочие знаменитого БДТ отгрохают «крупный провинциальный город» – место действия пьесы Александра Островского «Таланты и поклонники».