Год принёс много радостей ярославским театралам. «Анастасия Светлова играет свою героиню просто и яростно, человека у последней черты», – так оценивает рецензент роль этой актрисы, сыгранную на волковской сцене в премьерном трагифарсе по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира». По дружному признанию экспертов и зрителей из публики Анастасия Светлова стала открытием всего ярославского театрального года. Главным событием в её жизни в нынешнем сезоне стал звёздный успех в другой постановке художественного руководителя Волковского театра Евгения Марчелли – по пьесе Леонида Андреева «Екатерина Ивановна». По символическому совпадению 12 апреля, в День космонавтики, этот творческий взлёт примы ярославской труппы был отмечен национальной театральной премией «Золотая маска» «за предельность сценического существования и глубину воплощения образа».
Обе постановки Евгения Марчелли (вслед за его отмеченным присуждаемой Правительством России премией имени Фёдора Волкова спектаклем «Дачники» на омской сцене) вошли в афишу десятидневного праздника искусств – XII Международного Волковского фестиваля, проходившего под девизом «Русская драматургия на языках народов мира». Первый фестивальный день закончился открытием после реконструкции камерной сцены, приуроченным к нему показом фильмов всемирно известного ярославского аниматора, лауреата премии «Оскар» Александра Петрова и ещё одним эксклюзивным событием. Дом Волкова встречал почётного гостя, живого классика современного театра, нашего земляка Юрия Петровича Любимова. На другое утро осуществилось его давнее заветное желание – съездить в даниловскую глубинку поклониться тем местам, откуда родом его отец и дед.
Свой почётный гость был и у Ярославского ТЮЗа – знаменитый Леонид Кулагин, народный артист, лауреат Государственной премии России. Столичного актёра ярославцы увидели в день премьеры спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Весьма необычное участие Кулагина в этой постановке молодого московского режиссёра Виктории Михеевой ТЮЗ держал в секрете до самой премьеры. Мастер одновременно стал в тот вечер и зрителем, и исполнителем роли от Автора, записанной на видео.
В Ярославле «у себя дома» не только театр, но и кино. Ярославскую натуру без труда узнаём мы и в «Чистом небе», и в «Большой перемене», и в «Афоне», и в «Затерянном в Сибири», и в картине Павла Чухрая «Вор».
Традициями не просто дорожит – вдохновенно их приумножает продюсерская компания Юрия Ваксмана «ЯрСинема». При её содействии – выбор натуры, набор массовки, кастинг актёров на роли в эпизодах, полное жизнеобеспечение экспедиций – в наших краях в год снимается больше десятка фильмов, включая сериалы. По осени один за другим прошли премьерные телепоказы многосерийного боевика «Чёрные волки» (с Сергеем Безруковым в главной роли) и картины «Молога», снятой в редком жанре кинорасследования – о трагических судьбах мологжан.
Нынешним летом с помощью ярославских партнёров натурой киноэкспедиции 8-серийного фильма Александра Гольдина «Бешеные деньги» по пьесам Островского стали пруд в Нижнем парке, Восточный флигель, Большой усадебный дом в Карабихе, загородная усадьба в Черелисино, волжская пристань у старинного села Прусова.
В октябрьскую злую непогоду в старом песчаном карьере под Норским заняла заранее подготовленные позиции – плацдарм Сталинградской обороны на «волжском откосе» – съёмочная группа Сергея Урсуляка, режиссёра-постановщика 12-серийного телевизионного фильма «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана. Два месяца в блиндажах и землянках, врытых в крутосклон ярославскими лесниками и обустроенных художниками-реквизиторами, держали оборону герои этого великого романа о противостоянии тоталитарного государства и личности, одной человеческой жизни.
На днях оставив карьер под Норским, старые постройки бывшего кирпичного завода, где до последнего дыхания держал оборону героический дом 6/1, в который упёрся атакующий клин немецкого отступления, экспедиция Урсуляка отправилась «бить фрица» на танковый полигон в подмосковной Кубинке.
Но вернёмся в мирное время, к новогодней корзине ярославских муз. В неё круглый год сыпались звонкие награды юных дарований – актёров и музыкантов. Кассандра Балявина из рыбинского реабилитационного центра «Здоровье» за свой красивый номер «Ангел летит» получила Гран-при проходившего по областной программе «Семья и дети» фестиваля «Хрустальный башмачок» – свои таланты показали в нём триста ребят из опекунских и патронатных семей, детских домов и школ-интернатов.
Поддержка юных с искрой Божьей – это в наших краях давняя традиция, и она у нас надолго – входит сразу в несколько региональных целевых программ и в такой серьёзный документ, как принятый правительством области план стратегии развития культуры. В декабре один за другим прошли конкурсы юных композиторов (первый в регионе) и юных пианистов имени народного артиста России Алексея Наседкина.
Только что претенденты в сборную команду области на следующие, февральские 2012 года Дельфийские игры привезли замечательную награду, вручённую нашей делегации на церемонии в Центральной детской музыкальной школе при Московской консерватории – настольный знак национального комитета игр с текстом-напоминанием о том, что согласно рейтингу 83 субъектов Российской Федерации по итогам за десять лет у Ярославской области – пятое место. В этой копилке наград 32 медали, из них девять золотых. Новогодний презент на зависть Деду Морозу!