Едва малые и большие зрители расселись, главреж и руководитель театра Татьяна Капитонова начала почти былинный сказ:
– Жили-были в детской школе искусств № 3 педагоги. И всё-то им не сиделось на месте. Подумали они, подумали, по амбарам поскребли, по сусекам помели да и слепили в 1986 году театр.
«Дитятко» поначалу получилось крошечное да неумелое: по зубам ему были лишь немудрёные театральные сценки к новогодним праздникам. Но «ребёночек» рос-подрастал, театральное мастерство ширилось да крепчало. Постепенно театр затанцевал, запел. Стали ставить полноценные спектакли и детские мюзиклы. Открыли студию для 5-летних малышей.
– Прослышали о том гости заморские, немецкие и захотели посмотреть диво дивное, чудо чудное, – вещала главреж-сказительница.
Всё рассказала, ничего не утаила. Были-де дважды в Германии, в Чехии однажды, на московском конкурсе детских театров «Синяя птица» стали театром – спутником Московского академического детского музыкального театра им. Натальи Сац. Много лет являются образцовым детским коллективом. Есть и мечты: хочется по миру поездить, себя показать да заграницу удивить. С этим у театра, м-да-а... проблемы. Но, стоп, в день юбилея только о хорошем!
Хорошее – это педагоги. На них, энтузиастах, почти бессребрениках, и держится театр «Сказка». Торжественно были препровождены на сцену брызжущий идеями хореограф Лариса Бердяева, способная воплотить любой сказочный персонаж в танце; обладательница дивного голоса, одна из лучших детских хормейстеров области Елена Иванова; «мастер на все руки», помощник режиссёра, художник по костюмам, концертмейстер Татьяна Вотинцева. Столпам театра вручили письменное поздравление губернатора, признавшего, между прочим, театр «Сказка» «ярким явлением в культурной жизни Ярославля», и прочие не менее приятные подарки. Но это присказка – не сказка...
Театральный капустник «Некто Вовка в театральном царстве», представляющий собой смесь цитат и героев из известных сказок, был наполнен едкой сатирой и по-модному осовременен. Сюжет спектакля незамысловат.
Некто Вовка не верит в сказки, но хочет быть богатым, крутым, ничего не делать и иметь подружку, как Дженифер Лопес. В сказку он таки попадает и, как в советском мультике, встречается с неказистым мужичком. Мужичок, он же царь, красит дворец и предлагает Вовке стать вместо себя председателем жюри конкурса красоты. Вовка, близкий к осуществлению мечты о Дженифер Лопес, соглашается. Конкурсантки – Золушка, Прекрасная принцесса из «Бременских музыкантов» – ему нравятся. Но тут появляется Прекрасная незнакомка, вводит красавиц в гипнотический транс и предлагает Вовке в обмен на будущее счастье выбрать Главной красавицей её. Итак, саммит нечистой силы под руководством Незнакомки-Яги открыт. Тут вам и горланящие песни Леший с котом Матвеем («Приключения Маши и Вити»), и работающий всю ночь криминальный банк «Бяки-буки» («Новые бременские музыканты»). Нечисть дурит вовсю, но дело, конечно, кончается её посрамлением и перевоспитанием Вовки прилетевшей на волшебном зонтике Мэри Поппинс.
Главреж театра Татьяна Капитонова не пыталась вызвать в зрителе «яркую эмоцию мозга» применением в спектакле умопомрачительных технических и художественных новшеств. Несмотря на это, действо шло на одном дыхании, так как актёрским драйвом «Сказка» легко и просто переиграла иные профессиональные репертуарные театры Ярославля. Но примитивного сравнения лучше – хуже здесь придётся избежать: уж больно разные у театров задачи. Привлечь, развлечь не в меру прихотливого современного зрителя – задача для профессиональных завсегдатаев театральных подмостков. Ради неё при недостатке того самого драйва частенько приходится идти на рискованные эксперименты.
А у детского театра «Сказка», который и на зрителях-то, не считая юбилея, бывает раза три-четыре в год, задача иная – гармонично развить ребёнка. Тут не о высоком музыкально-артистическом искусстве речь. А о вещах, если хотите, более простых, но не менее важных – о процессе и цели. Только в театральной студии и, пожалуй, больше нигде в современном образовании ребёнок видит, как хаотичные, невнятные действия десятков людей под направляющей рукой руководителя-режиссёра складываются в коллективное законченное действо – театральный спектакль. И у ребёнка сам собой отпадает вопрос: зачем нужно учиться петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, читать книги и учить стихи? И тогда вырастает пусть не актёр, но умный, интеллигентный врач, учитель, экономист – вот профессии первых выпускников «Сказки». И спектакль получается хороший, и театральное братство вырисовывается, когда вы с нами, мы с вами и все мы вместе. А в итоге получается действительно яркое явление культурной жизни Ярославля. Оно не на виду, не при параде, оно почти всегда за кулисами, но от этого не менее культурно.