Это художественное мероприятие уже названо знатоками «сенсацией зимнего выставочного сезона». Предпосылок для столь смелого определения немало. Персональная выставка перешагнула выставочные рубежи уже в момент своего создания, обретя масштабы артпроекта. За месяц до вернисажа на улицах города появились баннеры с изображением произведений академика Мухина. Ограда губернаторского парка также трансформировалась в экспозиционное пространство – здесь разместились порядка пятисот произведений (фотокопий, разумеется) Николая Александровича, созданные им за несколько десятилетий активной творческой жизни. Этот ловкий экспозиционный ход крючком цепляет любого прохожего, заставляя невольно замедлить шаг: остаться равнодушным к развешенным среди пасмурного городского простора ярким картинам невозможно, а, значит, случайный зритель автоматически попадает в зависимость от художественного обаяния художника. «Защёлка» продуманного до мелочей механизма обоюдной зависимости друг от друга зрителя и творца, о чём, собственно, и хотел поведать Николай Александрович Мухин, срабатывает.
«Мы все зависим друг от друга, иногда немного, иногда очень сильно, – прокомментировал название своего артпроекта Николай Мухин. – Эта зависимость не унизительна и не уничижительна – это способ нахождения человека в обществе. И это совершенно нормально: не бывает абсолютно независимых людей». Внимательный участник процесса созависимости без труда заметит, что, до того как стать академиком, членом президентского совета по культуре, запатентовать оригинальный способ использования в картинах светящихся в темноте красок, прославиться на весь мир как создатель росписей в храме Христа Спасителя, художник Николай Мухин писал простые и понятные без авторских пояснений натюрморты и пейзажи. Зато без профессиональных комментариев (желательно от первого лица) созданные специально для этого проекта сакральные инсталляции «прочитать» достаточно трудно. В единое художественное пространство художник объединил изображение Христа, двенадцать зеркал и накрытый для трапезы стол. Таким образом, каждый из зрителей, встав напротив зеркала, может представить себя на месте участников знаменитой «Тайной вечери». Смелый ход мысли, согласитесь. Сам себя Николай Мухин в шутку называет «древнерусским художником», имея в виду, как давно он занимается живописью. Это не помешало Мухину выработать свой собственный стиль письма в иконографии. Он ломает все мыслимые стереотипы, пишет, как дышит, утверждая право художника на самовыражение вне жёстких рамок общественного мнения. «Художником не становятся в одночасье, это огромный многолетний труд. Смею предположить, что искусство рисования – это точная наука, как математика или физика, требующая над собой героических усилий и знаний истории предмета. Ремесло нарабатывается с годами, но и оно не главное. Главное, на мой взгляд, твоё восприятие окружающего мира со всеми его радостями и бедами», – уверен Николай Мухин. Директор художественного музея Алла Хатюхина назвала артпроект «Социальная зависимость» «музеем в музее», порадовавшись представившейся провинциальному учреждению культуры возможности экспонировать проект академика Мухина, сделавшего бы честь лучшим столичным залам.