О том, что смелый эксперимент с хрестоматийным детским произведением удался на славу, свидетельствовали не только восторженный хохот, буквально взрывавший зрительный зал и аплодисменты, то и дело прерывавшие театральное действо, но и одинаково счастливо горящие глаза малышей и родителей. У тех и у других была только одна претензия к спектаклю – «почему так мало?». 45-минутное представление пролетело в одно мгновение, и потому всем без исключения – и взрослым, и малышам – истово хотелось «продолжения банкета». Шестилетний завсегдатай кукольных представлений Илья с ходу предложил несколько вариантов дальнейшего развития сюжета – «а то вдруг актёры не знают, о чём ещё в книжке написано».
Написал инсценировку «Бармалея» и поставил спектакль на ярославской сцене заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотой софит» Николай Боровков. Творчество этого питерского мастера хорошо знакомо нашим зрителям, его «перу» в ярославской репертуарной афише принадлежат такие спектакли, как «Снежная королева», «Заяц, лиса и петух», «Аладдин и волшебная лампа», «Кот в сапогах», «По щучьему веленью». Помогала Николаю Юрьевичу в этом «путешествии в Африку для очень храбрых детей» (такой вот необычный жанр придумали для своей постановки кукольники) молодая художница Алевтина Торик, успевшая, однако, стать лауреатом «Золотого софита» и национальной премии «Золотая маска». Такими достойными и престижными званиями театральное сообщество не разбрасывается, и, посмотрев спектакль, можно понять, за что дают эти звания.
Алевтина Торик виртуозно продемонстрировала практически бесконечные возможности кукольного театра. Подвижные декорации-панели, которые ловко, не прерывая игры, перевешивают актёры по ходу сюжета. «Говорящие» портреты главных персонажей, большие маски, огромные плоскостные куклы африканских животных, которые складываются точно пазлы, меняются частями, мнутся, «живут» на глазах у зрителей. Вот выехал на велосипеде крокодил (тоже большая плоскостная кукла), разинул огромную пасть и, следуя сюжету, проглотил злодея-Бармалея. Тут бы самое время стыдливо перейти на закадровый текст, но не тут-то было: создателям спектакля удалось методом теневого театра наглядно проиллюстрировать, что «в животе у крокодила темно, и тесно, и уныло», как «в животе у крокодила рыдает-плачет Бармалей». Эта сцена – просто шедевр!
Добавьте к этому великолепию «живой план» – актёры-кукольники в спектакле примерили на себя амплуа актёров драмтеатра и блестяще справились с поставленной задачей. Заслуженному артисту России Ярославу Узенюку и актрисе Екатерине Соколовой без наигрышей и детского сюсюканья удалось сыграть малолетних непослушных Ванечку и Танечку, которым в побеге в Африку помогает авантюристка-бабушка в блестящем, полном юмора исполнении актрисы Ирины Климушкиной. А как ловко эта живая бабушка превращается в куклу-Бармалея – большой секрет. Потому что рассказывать обо всех театральных превращениях – это значит незаслуженно лишить будущих зрителей счастья открытия. Потому остаётся только поздравить Ярославский театр кукол с удачным спектаклем и пожелать этой работе феерического фестивального будущего. Пора уже и самим «Золотые маски» получать!