Все пять выставочных залов на улице Максимова отданы дипломным работам, написанным как нынешними выпускниками художественных училищ, так и их преподавателями в их собственную студенческую бытность. Подобное соседство не только достаточно интересно для любого, даже не подкованного профессионально зрителя – оно наглядно демонстрирует, как время диктует живописцу актуальность выбранных тем, как за полвека изменился стиль письма.
На выставке «Русская школа» представлены работы выпускников Нижегородского, Московского, Рязанского, Пензенского и Санкт-Петербургского художественных училищ. Поскольку приурочено это событие к 115-летию художественного училища Ярославля, произведений местных живописцев в экспозиции большинство. К сожалению, зритель не очень жалует подобные выставки: дескать, ученичество, что там смотреть, и, не в пример выставке светского живописца Никаса Сафронова, на которую ломились даже те, кто репродукцию от оригинала отличить не в силах, «Русская школа» не может похвастать большим зрительским интересом. А напрасно. Только на таких студенческих дипломных показах понимаешь, как и чему учат будущих отечественных живописцев в школе.
Обращает на себя внимание творчество учеников известного ярославского живописца, заслуженного работника культуры Вячеслава Серебрякова. Совершенно не вчитываясь в подписи под работами, я выделила для себя как зритель несколько работ в разных залах – «Графическая серия» А. Гордеевой, серия «Театральные этюды»
Н. Каргановой, картина «На Волге» О. Пановой. И уж потом полюбопытствовала, кто же их учил? Оказалось, один и тот же преподаватель Вячеслав Серебряков. С точки зрения актуального сегодня создания арт-объектов очень показательны авторские книги «Про букву». Этим занимаются, и весьма успешно, будущие Репины и Коровины на уроках преподавателя по дисциплине «Шрифт» Д. В. Шеломковой.
В экспозиции «Русская школа» обращает на себя внимание полное отсутствие такого жанра, как натюрморт – всё больше обнажённой натуры, исторических полотен, жанровых зарисовок. Откуда же потом появляются ромашки и лютики без счёту на областных выставках профессионалов живописи? Ответ прост: потребитель диктует художнику выбор натуры. Об этой непростой дилемме печалился и известный ярославский художник Александр Кравцов, встреченный нами на выставке. Куда столько студентов выпускают, ломал он голову над глобальной проблемой профессионального образования, ведь художником сегодня ох как непросто находить заказчика, а без этого – как проживёшь? К счастью, над дипломными работами ещё не витает необходимость их последующей продажи, а значит, написаны они искренне и от
души.