– Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссёрам снова и снова браться за, казалось бы, затёртый до дыр материал и находить в нём новые грани, – убеждён Александр Сергеевич.
Этот спектакль – второй «Тартюф» в творческом досье режиссёра, и третий – в жизни театра. Впервые на волковских подмостках пьеса появилась в постановке режиссёра Петра Монастырского в сезон 1943 – 1944 годов, через три десятилетия к ней вновь обратился постановщик Меньшенин. «Тартюф» сезона 2011 – 2012 годов обещает быть не столько социальной сатирой, сколько драмой заблуждений и страстей.
Вернув на Волковскую сцену костюмный, зрелищный исторический спектакль, любимый зрителями многих поколений, Кузин из пышного придворного барокко эпохи Короля-Солнца вытаскивает на передний план запутанный клубок семейных противоречий. По мнению заведующей литературной частью театра Татьяны Джуровой, спектакли Кузина привлекательны не столько интригой, сколько тонкой нюансировкой, детальной проработкой и глубиной образов.
Отсюда ощущение, что пьеса была написана не в середине XVII века, а буквально вчера.
– Пьеса – абсолютно сегодняшняя. Ведь главный герой не Тартюф. Пьеса – про Оргона, про семью, про то, как ложная идея, будто бацилла, может уничтожить счастливую семью, – считает режиссёр Александр Кузин.
Напомним, что глава семьи Оргон (заслуженный артист России Сергей Куценко), не слушая очевидных доводов домочадцев, оказывается настолько втянут в интригу проходимца Тартюфа (артист Владимир Майзингер) и ослеплён им, что готов отдать ему в жёны собственную дочь и сделать его своим наследником.
– Для Оргона появление Тартюфа – вроде идеи спасения. Это реакция на изменения мира: появился новый молодой король, новая мода, новая музыка, новые платья... Это открытый конфликт поколений, – говорит режиссёр-постановщик. – Сергей Филиппович Куценко играет это очень точно, это замечательное попадание в образ.
Надо отметить, что в образ, точно «в яблочко», здесь попадают многие актёры: и Анастасия Светлова, которую зрители увидят в роли красавицы Эльмиры, жены главного героя, и заслуженная артистка России Ирина Сидорова – в роли вечного двигателя интриги, вездесущей служанки Дорины. (Кстати, в постановке «Тартюфа» 1973 года эту роль блестяще сыграла народная артистка России Наталия Терентьева, которая в «Тартюфе»-2011 столь же убедительна в роли госпожи Пернель).
Постановочная группа старается не утяжелять внутрисемейный психологический конфликт бытом, отсюда и придуманные художником-сценографом Кириллом Даниловым декорации: не столько реальный дом мольеровских времён, сколько архитектурная идея этого дома, вся пронизанная окнами и дверьми без счёту. Доминанта белого цвета даёт ощущение хрупкости, иллюзорности, недолговечности этого дома. Он никогда не будет для его обитателей крепостью, даже после оглушительного разоблачения Тартюфа и его изгнания – ведь, по мнению режиссёра-постановщика, «ложная идея приводит к разрушению семьи».
Гость | 06.10.2011 в 12:46 | ответить0
Очень настораживает слово «исторический» по отношению к спектаклю «Тартюф». Автор, действительно, уверена, что события и спектакля, и пьесы когда-то происходили в реальности или это все-таки вымысел драматурга?