Вдокументе, датированном 1906 годом, «Об освидетельствовании Ярославского городского театра в годности его к дальнейшему производству в нём представлений» сказано: «Принимая во внимание, что театр, построенный 50 лет назад, не может удовлетворять потребностям города, и потому тратить деньги на капитальный ремонт театра, не достигая вполне цели, будет совсем нерационально, городская Дума, между прочим, постановила: разобрать театр, а на этом месте возвести новый, больших размеров, до 1000 человек вместимости, ассигновав на осуществление сего 150000 рублей».
Такое строительство – дело нешуточное, а потому по требованию гласных Ярославской городской Думы был объявлен всероссийский конкурс. В государственном архиве Ярославской области сохранился документ, в котором зафиксированы требования к будущему проекту, и среди прочих указано, что «выбор стиля предоставляется авторам, и как наружная, так и внутренняя отделка всего здания должна отличаться простотой и изяществом».
Заслуженный архитектор России Семён Новиков проводил исследования, посвящённые проекту здания театра и его строительству. В своей статье (журнал «Ярославль многоликий», № 2, 2000 год) Новиков пишет: «В конкурсную комиссию Московского архитектурного общества, которую возглавил известный московский архитектор Франц Осипович Шехтель, было доставлено 65 проектов. Комиссия подвела итоги 2 марта 1909 года. Первую премию присудили проекту под девизом «Танцующие фигуры в круге» (в стиле ампир)». Автором проекта-победителя был молодой столичный архитектор (в те годы говорили «классный художник архитектуры») Николай Спирин.
Однако по условиям конкурса проект-победитель в числе прочих проектов-финалистов был передан для окончательного решения на рассмотрение городских властей Ярославля. Выставка располагалась в зале городской Думы, газета «Голос» публиковала на своих страницах обсуждение проектов ярославской общественностью, прения были жаркие. Исследователь
И. Ивенская пишет, что «особенно понравились два проекта – «Фигуры, танцующие в круге» и «Кин» (этому проекту, выполненному в неопределённом французско-итальянском стиле, конкурсная комиссия отдала третье место. – Авт.). Последний нравился за изящный и «весёлый» вид». В июне 1909 года было принято окончательное решение в пользу проекта Спирина, который и был утверждён губернатором графом Татищевым.
Газета «Голос» сообщала горожанам подробный график ведения работ по строительству. Контроль был возложен на театрально-строительную комиссию под руководством гласного Ярославской городской Думы В. Лопатина. Члены комиссии вели переговоры с представителями различных торговых фирм, заключали договоры на изготовление и поставку оборудования. Применялись самые современные по тем временам технологии. Например, в ложах лежал линолеум рижской фирмы «Проводник», а систему парового отопления монтировала фирма инженера Эрихсона. По требованию архитектурного конкурса помещения были просторные, оформление – скромное, без излишеств. Тем не менее описание тогдашних интерьеров зрительской части театра создаёт впечатление роскоши: парадный вход был выложен мраморными плитами, из мрамора была и парадная лестница. Барьеры лож и балкона украшены красным деревом, в одном из помещений располагалась бильярдная.
Скульптурную композицию «Аполлон, Мельпомена и Талия» на главном фасаде театра сделал по рисункам Николая Спирина московский скульптор С. Д. Пожильцов. «Общеизвестно, что скульптура, хотя и выполнена по рисункам Спирина, вторична. Она заимствована у выдающегося архитектора русского классицизма первой трети XIX века Доменико Жилярди, – пишет в своём исследовании Семён Новиков. – Эта скульптура являлась частью оформления музыкального павильона Конного двора, построенного в подмосковной усадьбе графа Голицына в Кузьминках в 1820 – 1823 годах...».
Живописный фриз в зале театра выполнен художником Николаем Верхотуровым. Интересная деталь: художник изобразил на фризе самого архитектора Спирина (если стоять лицом к сцене, на левой стене зала четвёртая фигура от портала сцены – та, что в голубой тоге, это как раз Спирин). При оформлении сценической части помощь Волковскому театру оказал театр Веры Комиссаржевской, предложивший декорации, занавес работы художника Льва Бакста, бутафорию, костюмы.
По окончании постройки по решению городских властей в театре была установлена мемориальная доска с надписью: «В царствование государя императора Николая II, при губернаторе графе Д. Н. Татищеве, городском голове П. П. Щапове, сооружён на средства городского общества сей театр имени Ф. Г. Волкова, начатый постройкой 9 сентября 1909 года и оконченный 15 сентября 1911 года по проекту и под руководством классного художника архитектуры Н. А. Спирина». Много лет спустя автор проекта охранных зон Ярославля, «проторивший» городу дорожку в список всемирного наследия ЮНЕСКО, архитектор Виктор Маров в своей монографии «Ярославль. Архитектура. Градостроительство» назовёт здание театра имени Волкова «самым значительным сооружением начала ХХ века в Ярославле».
28 сентября 1911 года на церемонию открытия из Москвы приехали директор Художественного театра Владимир Немирович-Данченко и управляющий труппой Малого театра, драматург князь Александр Сумбатов-Южин. Вот как описывает торжества губернская газета «Голос»:
«Городской голова П. П. Щапов, появившись у скреплённого голубой лентой занавеса, торжественно сказал: «Объявляю театр им.
Ф. Г. Волкова на служение дорогому искусству открытым!» Распалась лента, тихо раздвинулся занавес, и перед присутствовавшими предстал бюст основателя русского театра, весь утопающий в лавровых листьях. Полились звуки народного гимна, который троекратно был повторен».
В тот вечер в адрес «новорождённого» было высказано немало добрых пожеланий, среди многочисленных телеграмм было и сердечное приветствие от Константина Станиславского. Сумбатов-Южин выразил надежду, что «в будущей своей деятельности ярославский театр явится верным носителем художественных идеалов своего основателя и незыблемых традиций его последователей».
За сто лет своего существования на белом свете юбиляр, как и положено старинным зданиям с «биографией», оброс легендами. Случай вспомнить о них представляется нечасто. Однако такой юбилей, как столетие здания, на мой взгляд, предоставляет такую возможность. Одна моя знакомая, много лет проработавшая в театре помощником режиссёра, даже не удивившись вопросу, рассказала о призраке, «поселившемся» на колосниках. Его появление якобы связано с трагическим расстрелом участников белогвардейского мятежа в июле 1918 года. Быль это или небыль, достоверно никто не скажет, но старожилы театра утверждают, что находиться одному в тёмном пустом зале, подсвеченном только дежурным освещением, более чем неуютно.
Уже с сегодняшнего дня календарь начинает отсчитывать первые дни нового века в жизни этого исторического здания, ставшего одним из символов Ярославля. Хочется верить, что новое руководство театра изыщет, наконец, возможности для приведения юбиляра в достойный вид, и он ещё многие десятилетия будет служить во славу «дорогому искусству» и на радость ярославцам.
Ещё фотографии театра: http://www.sevkray.ru/news/13/57654/