Ещё совсем недавно такое просто невозможно было и представить – чтобы Центральный государственный архив, в данном случае литературы и искусства, знаменитый ЦГАЛИ, согласился бы, причём без всяких особых условий (например, участия в прибылях от показа) передать провинциальному музею для выставки подлинники из своего фонда. На сей раз именно так и произошло.
Слово куратору выставки «Некрасов в рукописях», учёному секретарю «Карабихи», кандидату культурологии Елене Яновской:
– Как объяснила нам заместитель директора ЦГАЛИ Галина Злобина, мы стали первым провинциальным музеем, кто обратился к ним в архив с подобной просьбой. Так что архивисты оценили и уважили, мы считаем, не только сам повод – предстоящую декабрьскую 190-летнюю годовщину поэта, но и нашу инициативу. Впрочем, одно условие нам жёстко поставили: обеспечение сохранности национального достояния. Такие гарантии мы, естественно, сразу дали, а затем и подтвердили делом – от безопасной перевозки раритетов – их более трёх десятков – спецтранспортом с полицейским сопровождением до соблюдения всех необходимых охранных мер в ходе монтажа выставки и её показа.
Интересно, что может добавить рукопись к тому, что уже знаем мы об авторе? С наукой филологией или, допустим, с криминалистикой, специалистами-графологами, изучающими тайные связи почерка с натурой человека, всё более или менее ясно, тут интерес профессиональный. А нам-то, читателям, что вообще может дать рукопись, тем более, если она пролежала в архивных запасниках почти полтора столетия – чернила ведь выцветают, бумага жухнет и темнеет, кому это не известно?
Вместе с художником экспозиции Владимиром Бутусовым всматриваемся в черновики, писарские копии с авторской правкой – поэм «Современники» и «Русские женщины», ранней повести «Петербургские углы», а затем и задуманной в Карабихе незавершённой главной книги поэта с нестареющим вопросом в заглавии – «Кому на Руси жить хорошо».
Ещё не читаешь, а только всматриваешься в строку, отчётливую и стремительную, будто заострённую и нацеленную в одну точку, и сразу понимаешь: жухлая бумага и выцветшие чернила – это, нет, не про Некрасова, и лупа нам на выставке не понадобится. Для наглядности пишем с нажимом, проводим волосяную линию чертёжным пером наших дней, сравниваем собственную каллиграфию с некрасовской: та тоньше, изящней. По остроте пера, стало быть, за классиком никому не угнаться и в новом тысячелетии.
Знал ли он секрет не выгорающих на свету пушкинских чернил, раскрытый уже в наши времена? Напомнив древний рецепт монастырских писцов (его Пушкин так никому и не передал – в отваре орешков, срезанных с дубовой коры, кипятили ржавые гвозди), наш эксперт дать уверенный ответ на такой вопрос не рискнул. Но осторожное предположение, что, да, скорее всего, известен был тот рецепт и Некрасову, всё же от собственного имени сделал.
Сравнили мы и бумагу – посмотрели на просвет некрасовский лист с водяными знаками в виде продольных и поперечных линий, являющимися отпечатком от сетки, на которой прессовалась всемирно знаменитая бумага «верже», что с французского и означает «сетка». Как и подобает редактору самых читаемых в России журналов, Некрасов был высоким профессионалом и в таком, вовсе не пустяковом для него вопросе, как выбор писчей бумаги.
На нашей гознаковской, смотрим, тоже есть «знак качества». Сравнили с некрасовским её лист примерно полувековой давности и чуть не прослезились. Будто серая тень легла на гознаковской бумаге, на ней уже больше ничего толком не напишешь.
Какими «разукрашенными» могут быть у Некрасова черновики, какой ценой давалась ему точная мысль, видели мы по многочисленным вставкам на листах его ранней прозы. А вот стихи он почти не писал за столом, напомнила нам Елена Яновская. Сочинял то на охоте (вспомним «Коробейники»), то в дороге, то вышагивая по гостиной здесь в стенах Восточного флигеля, где и развёрнут этот совместный суперпроект ЦГАЛИ и «Карабихи».
По воспоминаниям Авдотьи Панаевой, Некрасов записывал всю строфу за конторкой набело, только когда она была готова, а если и после этого требовалась правка, вносил её сидя, а чаще лёжа на диване. Читаем прямо по рукописи первые страницы поэмы «Пир на весь мир». Там, кто помнит, холопы-вахлаки – люди вольные, на брёвнышках возле паромной переправы собрались обсудить, как же теперь, после смерти барина, быть им с пойменными лугами, не отдать ли их на подати старосте Власу – и тогда уж гуляй налегке, вахлацкая голытьба.
Задумался и вечно угрюмый Влас: «Без барщины... Без подати...//Без палки... Правда ль, Господи?//И улыбнулся Влас». И дальше: «Ещё ведро поставили,//Рассказы непрерывные//И песни начались». В чистовом варианте, по которому набирали текст первой посмертной публикации главы «Пир на весь мир», никаких «рассказов» нет. Как бы прямо на глазах у нас автор заменил это слово на более выразительное – «галденье». Всего одна правка на целую страницу, но, наверное, как раз о такой и речь, когда говорят, что из песни слова не выкинешь.
Автор пытался спасти «Пир на весь мир» сокращениями – цензура на такой компромисс не пошла. Глава до публикации ходила в списках. Один из них, в переплёте из настоящего коленкора – миткаля с крахмальной пропиткой – представлен на выставке. Обозначив своё имя инициалами «Л.Г.», неизвестный владелец или владелица крамольной тетрадки порадели для будущего: скрупулёзно обозначили точками места, выпущенные самим автором.
Как шутил его соредактор в «Отечественных записках» Салтыков-Щедрин, Некрасов частенько «прикармливал зверя» на своих литературных обедах на Литейном – потчевал господ-цензоров и департаментских столоначальников. Мог им «нечаянно» проиграть в карты, дать взаймы и «забыть», что давал. Цензоры по старой дружбе уговаривали строптивца не печатать «Пир на весь мир». Поэт на такие уговоры не поддавался. Попробовал усыпить их бдительность собственными сокращениями. Но «зверь», как мы теперь знаем, был начеку и хитрый манёвр легко разгадал.
Хорошо погулял цензорский карандаш и по страницам рукописи первого сборника Некрасова «Стихотворения» (Москва, 1856 год) – на прибыль от его продажи, по одной из версий, поэт и купил усадьбу в Карабихе. Выставочный экземпляр этой книги – тоже редчайший раритет, он со вставками от руки: неизвестный читатель умудрился восстановить своей рукой все цензорские вымарки!
Никогда и никто, кроме узких специалистов, не видел и таких редкостей, как чудом уцелевший классный журнал гимназии, где учился Некрасов, или духовное завещание поэта. Таковым было оно не только по названию. Николай Алексеевич никого из близких не обидел, а его душеприказчики постарались, чтобы воля завещателя была до конца исполнена.