Этот проект стал возможен благодаря инициированной некоторое время назад ярославскими музейщиками идее «Дружеское послание», суть которого в обмене музейными коллекциями. Так, в проекте «Маковские» присутствуют произведения из фондов шести музеев нескольких городов Центрального региона: Ярославля, Иванова, Вологды, Костромы, Переславля, Рыбинска. «Две семьи – Маковских и музейных сотрудников – через десятилетия объединили свои усилия, чтобы появился на свет этот проект», – так поэтично охарактеризовала идею проекта директор художественного музея Алла Хатюхина. В экспозиции 111 экспонатов – живописные полотна, оригинальные рисунки, печатные графические листы, книги и журналы начала ХХ века. В едином выставочном пространстве они экспонируются впервые. Семья Маковских подарила отечественной культуре несколько поколений талантливейших деятелей культуры. Глава семьи Егор Маковский был коллекционером и страстным любителем искусства, при его участии было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его дети – Константин, Владимир, Николай, дочь Александра – стали художниками, внуки продолжили семейную традицию. Константин Маковский работал во всех жанрах, был одним из высоко ценимых русских художников своего времени. Особым успехом пользовались его картины на темы боярского быта, средневековой истории, популярны были детские и женские головки. По выражению художника Крамского, Маковский «подбирал цвета, как букет». Портреты кисти Маковского можно читать как захватывающий биографический роман, со вкусом рассматривая многочисленные детали. Владимир Маковский отдавал предпочтение офорту. Талантливейший рисовальщик, он потрясающе схватывал настроение, фиксировал жест, мимолётную гримасу. Непревзойдённый мастер живописной новеллы, Владимир Маковский считал: «Картина – не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет – нет картины». Николай Маковский был архитектором по образованию, это не могло не сказаться и на его художественных увлечениях, его «конёк» – городской пейзаж. В экспозиции обращает на себя внимание яркий солнечный пейзаж Каира. Критики того времени отмечали «вкусный рисунок и красивое распределение света и тени» на полотнах кисти Николая Маковского. Интересны и работы Елены Маковской, совсем неизвестной современному зрителю. А между тем она занимала одно из ведущих мест в искусстве австрийского модерна, успешно сочетая навыки русской школы с новейшим европейским стилем. При всём разнообразии художественных методов и богатстве творческой палитры семьи Маковских, столь ярких представителей изобразительного искусства того времени, роднило одно – любовь. В этом убеждена куратор выставки искусствовед Людмила Макарова. Выставка «Маковские» будет также показана в Вологде, Костроме, Иванове и Рыбинске.