В течение трёх дней тридцать мастеров колокольного звона из Москвы, Новгорода, Архангельска, Валаама, Ростова радовали-удивляли собравшихся гостей то басовитыми гулкими раскатами, то малиновым многоголосием. Ярославскую звонницу участники фестиваля почитают особо, называя её «намоленным местом, где всегда витает вдохновение».
Первым на звонницу по праву поднялся архангельский звонарь Владимир Петровский (на снимке). Два десятилетия назад именно Владимир Марьянович настраивал и отлаживал колокольную группу на нашей большой звоннице. В 130 храмах и церквях России, а также далеко за её пределами им установлены колокола и настроены колокольные звоны. Нынешний, 19-й по счёту фестиваль «Преображение» Владимир Петровский открыл «Юбилейным звоном».
Казалось бы, Владимир Петровский – музыкант-профессионал, джазовый барабанщик, но Господь привёл его к колоколам. Было это так. Увлёкшись деревянным зодчеством Севера, стал Петровский время от времени проводить экскурсии в Архангельском этнографическом музее. Колокола там были, а вот звонаря – нет. Петровский вспоминает:
– Ты, говорят, барабанщик, вот тебе и музыкальный инструмент. А потом так и пошло. В 88-м мы с музеем организовали первый фестиваль колокольного искусства. На следующий год была образована ассоциация колокольного искусства.
Владимир Петровский чётко разделяет церковные и светские колокольные звоны. Он даже придумал такой термин – «колоколист» – по аналогии с пианистом, виолончелистом. Себя Владимир Петровский считает звонарём-колоколистом.
– Но мой принцип таков: на сцене твори всё, что ты хочешь – это мир музыки, мир искусства, но в церкви давайте держаться традиции, – говорит музыкант.
Публика у звонарей благодатная: затаив дыхание, запрокинули люди головы в небо – ведь колокольное многоголосие лилось, казалось, прямо с небес. Многие, не удержавшись, поднимались на звонницу, чтобы не только послушать, но и посмотреть, как это – звонить в колокола?
– Мы просто в восторге и от фестиваля, и от Ярославля! – поделилась впечатлениями гостья из Нижнего Новгорода. – Город у вас глубокий, спокойный, несуетный. В него погружаешься постепенно и начинаешь по-иному дышать, видеть, чувствовать...
Настоящим событием фестиваля стало открытие выставки «Спасти и сохранить», на которой впервые для ознакомления было представлено уникальное Фёдоровское евангелие XIV века. Казалось бы, какая связь – фестиваль колокольной музыки и художественная выставка? Однако фестиваль тоже может позволить себе «преображение», считает директор музея-заповедника Наталья Левицкая, потому в новое своё десятилетие он входит уже в статусе фестиваля искусств, в течение трёх дней «объяв необъятное» – классическую и современную музыку, джаз, колокольные звоны, выступления хоров, перфомансы и изобразительное искусство.
Потому и выставка «Спасти и сохранить», несмотря на свою стремительную экспозиционную жизнь (она демонстрировалась ровно три дня) стала знаковым явлением в жизни музея. Заместитель директора музея-заповедника Светлана Блажевская призналась, что многие сотрудники музея, проработавшие не один год, и те никогда не видели Фёдоровского евангелия. Оно реставрировалось на протяжении шести лет в Москве, в центре имени Грабаря. Сейчас там находится на реставрации Спасское евангелие, тоже из ярославского собрания, оно ещё старше, датируется XIII веком.
В рамках фестиваля «Преображение» состоялось без малого двадцать концертов. Среди них – уникальные «Праздничные песнопения» в исполнении мужского хора «Православные певчие», выступления камерного хора Смольного собора, шоу «Хоронько оркестра».