Колокольня строилась в 1696 – 1804 годах по проекту талантливого архитектора-самоучки Степана Андреевича Воробьёва. До революции здесь было 13 колоколов, а когда звучал самый большой из них – 16-тонный, звон колокольни было слышно по Волге и Шексне за тридцать вёрст. На сегодня из старых сохранились только четыре колокола – их оставили лишь благодаря действующим и поныне старинным механическим часам.
Самый большой из них – 140-пудовый, которому уже 230 лет, – именной. Отлит в соборной церкви благолепного Преображения Господня города Рыбинска в октябре 1870 года мастером Алексеем Григорьевичем Синцовым. Это чебоксарский купец, который работал в Костроме, известен по отливке многих колоколов для Костромской губернии, Ярославского края. Его работы колокола для Спасо-Геннадиева Любимского монастыря, для Спасо-Яковлевского собора в Ярославле, большой колокол для Владимирского кафедрального собора. Интересно, что других подписных колоколов этого мастера не сохранилось, то есть рыбинский – единственный в России, подписанный Синцовым.
В прошлом году собору был пожертвован новый набор из 10 колоколов, отлитых в шуваловской мастерской по параметрам прежних, звонивших здесь до революции.
– Валерий Михалы-ы-ч, с Бо-о-гом! – кричит наверх главный рыбинский звонарь Александр Михайлов. Ровно в полдень – первое соло на рыбинской колокольне в исполнении корифея российского колокольного искусства, известного советского гусляра, сварщика и гитариста Валерия Гаранина. Он стал звонарём в далёком 1987 году, а его суздальский земляк Юрий Юрьевич Юрьев – ещё раньше, когда соборные колокольни в России молчали. Рядом с ними стоял на подзвоне юный рыбинский звонарь двенадцатилетний Василий Абросимов, который учится у деда – звонаря Иверского храма Валерия Красковского. Спустившись с верхотуры, он только и произнёс: «Потрясающий звук!». Целый час, уступая друг другу место, импровизировали над Рыбинском мастера колокольных звонов, нанизывая на основу пасхальные, венчальные, рождественские, малиновые звоны…
Молитвой в бронзе назвал колокольный звон руководитель Ярославской школы колокольного искусства Владимир Дегтярёв. «Что главное для звонаря?» – донимали его журналисты. А он отвечал: не опоздать на службу! А если серьёзно, то главное – желание, потому что колокольное послушание – дело непростое. Наверху ветровая нагрузка превышает ту, что на земле, в 25 раз...
По признанию звонарей, новые колокола Спасо-Преображенского собора прекрасно дружат со старыми. Но для столь величественного собора посильней, пониже нужны голоса колоколов-тяжеловесов. Александр Владимирович Михайлов уверен – на колокольне обязательно появятся ещё два солидных колокола – весом в 9 и 16 тонн. Кстати, старый шестнадцатитонник был отлит и установлен в 1814 году в память о победе России в войне с Наполеоном... И сброшен с колокольни большевиками…