пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 21 ноября 2006

И тут Россия возмутилась...

В России умеют возмущаться громко, грубо, но почему­то далеко не всегда по достойным поводам. Вернее, возмущаются по поводам, масштаб которых мало соизмерим с реальными проблемами или бедами страны. Чем локальнее повод, тем храбрее и решительнее возмущение. Чем повод значительнее, тем более сухо и формально о нем говорят. Наше телевидение и как­то резко оживившееся вокруг него общественное мнение только что это до грустного точно подтвердили.

автор Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения

 

Судите сами: воскресные утренние выпуски новостей с придыханием констатировали «сбычу мечт», как может показаться, всего народа нашей страны. Подписано­таки на вьетнамском саммите соглашение о вступлении России в ВТО. Как, вы не знаете, что означает эта аббревиатура? Да еще и не ликуете по поводу произошедшего? Ах­ах, какие отсталые у нас жители России... Всемирная торговая организация была желанной целью наших министров, скорее всего, и наших банкиров. Мы, правда, будем из бюджета расплачиваться за радость такого членства, но честь­то какая, да и прибыль, пусть не нам с вами, тоже, вероятно, неплохая.

Вот здесь бы и возмутиться: Россия – в смысле ее граждане и, между прочим, налогоплательщики ничего о сути акции и ее последствиях не знают. Как ничего не знают о реформе ЖКХ, накатившей на нас уже расклеенными по подъездам призывами явиться и расписаться в своем согласии. Как ничего не знают о послед­ствиях чиновничьих игр в сфере высшего образования (Болонский процесс на бумаге и в реальности явно не совпадает, а там, где совпадает, в России используется не во благо студентов, а во благо распорядителей кредитов) и в сфере образования среднего (мало кто знает, что образцом для нашего ЕГЭ послужил опыт так называемой «черной Африки», где внешние эксперты проверяли, правильно ли спустились с пальм аборигены).

Ан нет, по всем этим поводам Россия не возмутилась. Не возмутилась и по поводу безумия с льготами и выдачей лекарств; а ведь телевидение нам только что показало арест одного из высоких чиновников (мельком пролетели сюжеты об арестах руководства Фонда обязательного медицинского страхования). И потому, как всегда, крайними оказались те, кто попался на глаза всем. Или – почти всем. Это были те, кто снимал, реставрировал и выпускал в телепрокат версию «Тихого Дона» образца 1993 года.

Вот здесь позвольте заступиться. Не за агрессивную рекламу фильма руководством Первого канала, не за право даже, естественное для режиссера, на собственное видение сюжетных перипетий и актерских типажей. Позвольте заступиться – вполне в духе Достоевского, чей юбилей наше телевидение практически не заметило, – за униженных напором разгневавшейся публики и оскорбленных грубостью пишущей братии людей, на которых просто умело переключили внимание с тех самых, общественно и экономически значимых и опасных событий, которые я уже упомянула. И не только с них.

Задам несколько вопросов, на которые у меня самой не всегда есть однозначные ответы. Но попробуем их хотя бы поискать.

Почему «неправильная» сексуальная ориентация актера, выбранного С. Бондарчуком на роль Григория Мелехова, так волнует публику? Неужели ее наметанный взгляд способен определить эту специфику мужчины вот так, навскидку, да еще через экран, да еще в роли, в гриме, в костюме? И если способен, то почему публика не распространяет своего возмущения на постоянно гастролирующего в Ярославле режиссера Р. Виктюка или иных русских актеров, про которых ведь тоже «говорят»?..

Почему публика так восстала против иностранных актеров, чей типаж вовсе не хуже типажа их предшественников в фильме С. Герасимова, – только потому, что они иностранные? И почему та же публика не бежит с протестом к эстонскому посольству после показанного по телевидению, да еще с умильным комментарием, интервью руководителя Эстонии, сообщившего во время гастролей там О. Табакова и его команды с нашими «Мертвыми душами», что он никогда не видел русского театра? Почему это у ближайшего соседа, который явно по возрасту застал «союз нерушимый», возможна такая небрежность в отношении России – и это не вызывает в России справедливого гражданского гнева?

Почему, наконец, никто из льстецов, обогревших своим вниманием прокат последней версии «Тихого Дона» – а по телеканалам в течение нескольких недель, особенно последних двух, были и интервью со всеми вместе и отдельно взятыми членами семьи режиссера, и даже воскресные «Времена» 12 ноября полностью погрузили нас в детали выцарапывания фильма из итальянских сейфов, – почему никто не попытался сравнить эту ленту с действительно первой экранизацией?

Хотя нет, попытались, правда, лишь намеком, а не прямым текстом. Попытался, как всегда, канал «Культура». В пятницу утром без указания в программе года создания фильма все же показал по­настоящему первый «Тихий Дон». Тот, что был снят в 1931 году забытыми теперь И. Правовым и О. Преображен­ской. А ведь всех так раздраживший, «неправильный» иностранец у Бондарчука один в один списан с нашего, советского А. Абрикосова – и тонкая кость, и негустой чуб, и ленивая грация, вовсе не такая уж брутальная, какая появилась в герасимовской версии у П. Глебова. Но если уж искать антиподы – то это новая Аксинья по отношению не к Э. Быстрицкой даже, на которую своей воспитанной сдержанностью она явно похожа, а по отношению к той, первой. Знаменитая красавица еще немого кино Э. Цесарская была какой­то дремучей, разумеется, весьма привлекательной, но мрачной. Ее снимали в основном крупным планом, ее обреченность именно там ощущалась сильнее всего. Да и оператор, тоже теперь забытый, Д. Фельдман, выдающийся мастер композиции кадра, там снял таких пиявок на теле Степана, такие черно­белые планы уходящих вдаль дорог, какие у Бондарчука не удались.

Вот и получается, что Россия возмутилась, можно сказать, встала на дыбы совсем «мимо». Так возмутилась, что даже студенты, не всегда внимательно читавшие шолохов­скую эпопею, гневно заговорили со мной о своем недоволь­стве экранизацией. Насколько помню, так не возмущались ни муляжным котом и бутафор­ским Ершалаимом в экранизации «Мастера и Маргариты», ни псевдопсихологическими длиннотами в сериале «Доктор Живаго», ни бессмысленными купюрами в дайджесте «Двенадцати стульев». А вот «Тихий Дон», который читают и знают сегодня куда меньше названных романов, вдруг стал причиной мощной волны возмущения и чуть ли не протестов.

Вот уж поистине телевидение оказалось средством массовой коммуникации. Массу, то есть публику, то есть нас с вами, организовали на защиту той России, которую до нас уже потеряли. И масса, то есть публика, поэтому не заметила, как Россию теряют сегодня.

Читайте также
  • 25.12.2012 Узнаю я их по голосамЕсть какая-то, не побоюсь этого слова, метафизическая неизбежность в том, что Россия беспечно поёт сегодня женским голосом. Пятничным вечером состоялся
  • 11.12.2012 Полный РОСТСколько можно идти на поводу у эфирной политики: смотреть про скандалы, портить нервы наблюдениями над непрофессионализмом! Сколько можно иронизировать по
  • 30.10.2012 Осень, температура плюс-минус ноль Когда телевизионный сезон завершается, рядом с повторами маячат обещания. Потом часть из обещаний не воплощается, часть в своей реальности разочаровывает,
  • 19.06.2012 Политика и футбол – кто публике более дорог?Что ни лето, то – вторжение спортивных событий в жизнь обыденную и в жизнь телевизионную. Олимпиада (впрочем, это ещё у нас впереди: Лондон, едва
  • 17.01.2012 Праздник второй свежести В девять часов вечера 14 января ведущие концерта на Первом канале предложили налить шампанское, дождаться боя курантов и, проводив старый год, поднять бокалы за год новый.
  • 29.08.2006 «Берегите себя...»Раньше в конце телепередач прощались – «до новых встреч». Потом появилась «западная» реплика – «оставайтесь с нами». Теперь вот повторяют такой призыв.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают