Совсем недавно после двухлетней реконструкции в цирке прошли первые представления, в торжественной обстановке открыто прекрасное здание, где всё – от ступенек до купола – буквально с иголочки. И ведь всего два года потребовалось, чтобы привести в такой вид обветшавшие помещения, оборудовать по последнему слову цирковой моды все службы для творчества и отдыха артистов! А медная кровля – просто сказка.
Объём работ был большой, да и финансирование немалое: более шестисот миллионов рублей. И генподрядчика выбрали с опытом – ООО
«СВ-строй». Строители не первый раз сотрудничают с Росгосцирком: они строили и реконструировали помещения питомника экзотических животных в Щёлкове Московской области, центр цирковых искусств в Москве. Старались работать по графику. К сентябрю 2010 года планировали завершить работы. Но, вероятно, не уложились в слишком малые сроки.
Поразительно: представления начались в апреле 2011 года, в помещении, не принятом в эксплуатацию! То есть практически в недострое?!
Почему же прокуратура лишь в июле подаёт исковое заявление? На этот вопрос прокурор Кировского района Алексей Кукин отвечает просто:
– Информация о не введении объекта в эксплуатацию не была доведена до прокуратуры. И теперь она обращается в суд с иском: запретить эксплуатацию здания до пуска объекта и устранения выявленных в ходе июньской проверки нарушений.
Что же это за нарушения? Реконструкция здания Ярославского государственного цирка не завершена, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке не выдано. Вместе с тем в нарушение требований статьи 55 Градостроительного кодекса, начиная с апреля текущего года, в здании цирка регулярно проходят представления и другие зрелищные мероприятия.
Кроме того, во время совместной проверки с привлечением сотрудников отдела Госпожнадзора ГУ МЧС РФ по Ярославской области в цирке выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
В частности, в здании ненадлежащим образом функционируют автоматические установки пожаротушения и аварийное освещение, захламлены эвакуационные выходы, не проведена противопожарная обработка деревянных перекрытий на путях эвакуации, в подвальных помещениях складируются горючие материалы. И так далее.
Участники проверки сделали официальный вывод: отсутствие работоспособных систем жизнеобеспечения, а также многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье находящихся в здании людей, в том числе несовершеннолетних.
Поэтому прокурор Кировского района и направил исковое заявление в суд с требованием о запрете эксплуатации Ярославского государственного цирка. Также в отношении директора Станислава Трахтенберга возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 9.5. КоАП РФ – эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
«Цирковое дело» находится на контроле прокуратуры области.
Нарушения серьёзны. И многочисленны. И нельзя отмахнуться: дескать, любое строительство требует доделки, доведения до ума. Но не в случае, когда речь идёт об опасности для жизни сотен людей, особенно детей.
К слову, такое совпадение: недавно Щёлковская прокуратура тоже выявила нарушения. После сдачи в эксплуатацию «СВ-Строем» питомника для экзотических животных в Подмосковье выяснилось: некоторые помещения непригодны для содержания зверей. Клетки животных не оборудованы для создания подходящего температурного или влажностного режима. Несчастные существа мучаются из-за этого. Крупные животные – тигры, медведи, волки, – которые ведут активный образ жизни в природе, находятся в клетках, где им можно сделать лишь несколько шагов. Слоны – в ангаре без окон, прикованные металлической цепью, которая мешает их передвижению.
Впрочем, и в нашем цирке мне довелось увидеть место содержания слонов: там тоже не разбежишься. Правда, естественный свет есть – ангар находится дверь в дверь с улицей. Не холодновато ли придётся великанам зимой?
Директор цирка заслуженный работник культуры Станислав Трахтенберг сетует: подвели строители, «СВ-Строй». И в то же время сожалеет:
– Ну закроют цирк, придётся сократить полторы сотни работников – осветителей, билетёров...
А главный инженер цирка Алексей Иванов обещает:
– Мы постараемся подготовиться и устранить нарушения.
Он считает, что системы противопожарной безопасности работают надлежащим образом. Правда, с некоторыми недоделками, которые не угрожают безопасности людей. Он объясняет: проект реконструкции здания готовили в 2007 году, а нынче появились новые правила. И замечает: в Ярославле нет зданий, которые бы стопроцентно удовлетворяли всем требованиям пожарной безопасности, так как это требует значительных финансовых вложений.
Что же ещё за недоделки были в цирке? Нет подтверждения о защите закалённым стеклом окон в операторных света и звука. В помещениях поста охраны не вывешена инструкция о действиях дежурного в случае пожара. Нет огнезащитной пропитки декораций и драпировки. Нет пожарного сертификата на пол из ламината в конференц-зале.
Часть нарушений, о которых говорит прокуратура, уже устранена. Убрали горючие материалы из подвала, привели в порядок эвакуационные выходы. Работа продолжается.
А что с отсутствием акта сдачи объекта в эксплуатацию? Алексей Иванов в той же статье 5 Градостроительного кодекса РФ нашёл оправдание: отсутствие акта не может служить основанием для закрытия цирка. По закону за это можно лишь оштрафовать должностное лицо на одну-две тысячи, а юридическое – на десять – двадцать тысяч рублей.
Точку в этой истории поставит суд.