Гравюры с видами итальянских городов и знаменитых памятников итальянского искусства украшали стены многих из них. Из собрания местного купца и коллекционера Н. Х. Быкова, члена-соревнователя Императорского Московского общества истории и древностей российских, происходит пейзаж «Вид в окрестностях Сорренто» (на снимке) – копия картины Клода-Жозефа Верне, одного из самых выдающихся пейзажистов своего времени, учившегося в Италии. Впервые представлено на выставке небольшое собрание итальянской гравюры XVIII века, приобретённое Ростовским музеем церковных древностей в конце XIX века у местных антикваров. Среди них – работы Якоба Фрея, Йозефа Вагнера, Георга Готфрида Винклера, Теодора Виеро, Колле Пеллегрино. Одна из лучших гравюр этого собрания – «Мучение Святой Урсулы» – выполнена итальянским гравёром барокко Фабио Берарди с живописного оригинала Д.-Б. Питтони. Берарди учился и работал в Венеции под руководством Йозефа Вагнера в его гравёрной мастерской. Произведения великих итальянских мастеров оказали влияние и на русскую иконопись. Из Ростовской церкви св. Бориса и Глеба происходит представленная на выставке икона «Христос в терновом венце» первой половины XIX в. Впервые подобное изображение появилось в работах знаменитого итальянского художника – живописца Гвидо Рeни «Се человек» (Париж, Лувр), одного из лучших представителей болонской школы живописи. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение. Итальянское искусство вдохновляло и ростовских эмальеров. На выставке экспонируются миниатюры первой половины и середины XIX в., в которых ростовские мастера воспроизводили итальянские мотивы, выбирали отдельные фрагменты или фигуры из известных им работ итальянских художников. А в конце XIX – начале XX в. в ростовской финифти появляются почти дословные копии с картин Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Сальватора Дольчи. В разделе декоративно-прикладного искусства представлена итальянская майолика – самый распространённый вид прикладного искусства этой страны. Произведения созданы в крупных центрах производства майолики XVIII в. Кастелли и Савоне. Это небольшое собрание было сформировано в музее в начале XX века. В ХIХ веке в Ростове и в окрестных усадьбах часто звучала столь любимая многими итальянская музыка, свидетель-ством чему стали сохранившиеся рукописные нотные альбомы с произведениями итальянских композиторов из усадьбы Леонтьевых в селе Воронине, также представленные на выставке. А в конце XIX века ростовцы уже и сами стали совершать длительные заграничные путешествия, в том числе и в Италию, впечатления от которых сохранились в дошедших до нас письмах, в частности в письмах историка-краеведа, одного из отцов-основателей Ростовского музея – А. А. Титова.