Монолог Смелянского небрежно, но всегда к месту, пересыпанный отсылками в историю и фактами из биографии мэтров театра, неизменно вызывает интерес у молодёжи. Старожилы фестиваля добродушно называют речь Смелянского «нобелевской лекцией». Обозначив тему – «Российская театральная школа: вчера и сегодня», – президент «БТР», казалось, просто рассуждал вслух. Озадачив аудиторию репликой о том, что «возник страшный дефицит талантливых абитуриентов», остановился на бытовых сценках «борьбы» Константина Райкина, набиравшего курс, за будущих студентов. И только актёрская братия восторженно забурлила, в Москве-
де, оказывается, не хватает именно нас, молодых да талантливых, как Смелянский отрезвил фактом: половина артистов МХАТа выходит на сцену… один раз в месяц. А только в Москве разных театров 160.
Вот парадокс: борясь за талантливых абитуриентов чуть ли не с первых туров, театральные школы всё острее ставят вопрос: найдёт ли себе работу по специальности именно этот студент после выпуска? И не всегда ответ бывает утвердительным. «Так для какого театра мы так стоически готовим, отбираем, сортируем студентов? – спросил Смелянский и сам ответил. – Для театра будущего, за который нам, надеюсь, не будет стыдно».