Давно я не видела такого анш-
лага, как на спектакле выпускников ВГИКа «Душечка»! Зря мастер курса, народный артист России Владимир Фокин переживал: «Четыре года мы с преподавателями холили-лелеяли наших ребят, и вдруг они оказываются на пороге реальной жизни, устроенной на коммерческой основе.
Часто приходится встречаться с кислой миной театральных администраторов: ой, вгиковцы, сейчас опять заведут разговор о высоком искусстве, это не продать! А педагогам
ВГИКа, несмотря на такой «приём», всё равно важно, чтобы наши ребята говорили на высоком языке искусства». О том, что этот язык оказался близок и желанен ярославской публике, говорит и забитый «под завязку» вместительный зал Волковского, и шквал оваций, которыми наградили артистов в финале. «Душечка» – это опыт сценического прочтения ироничного и грустного рассказа Чехова про влюбчивую Оленьку, до потери собственного «я» растворяющуюся в любимых ею мужчинах. Она, точно хамелеон, становится то копией мужа-антрепренёра, то мимикрирует под стать мужу-лесопромышленнику, то становится заправским ветеринаром, как её третий избранник. В каждой ипостаси Оленьку играет другая актриса (это свежо и необычно), но внутренний настрой у них выстроен по единому камертону. Вгиковцы играют легко и азартно, заражая и интригуя зал немудрящей, казалось, житейской историей. Кроме актёров, в спектакле мастерски играют… бублики, баранки, плюшки и другие хлебобулочные изделия. Они и обручальные кольца, и серьги, и карманные часы на цепочке, и поминальные венки, и приданое Душечкиных женихов. Блестящая режиссёрская находка! Наслаждаясь чудным спектаклем, я, однако, думала о другом. Одарённых ребят много, но почему тогда в театрах именно таких спектаклей – лёгких, искрящихся, «бюджетных» в плане затрат на постановку (куда ж без этого?), безупречных в прочтении классики – наперечёт, а приглядеться – так и того меньше, одни дипломные работы и есть. «Не продать» такое искусство? Да ерунда, и битком набитый зал тому подтверждение. Тогда почему даже столичные театры вынуждены зарабатывать «жвачкой» для поклонников трёхгрошёвых телесериалов, о чём тоже печалился в своей «нобелевской речи» президент фестиваля «БТР»? Вот в чём вопрос.