пятница 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 20 апреля 2011

Движение по жизни» Майи Гусариной

Рассматривая картины незнакомого художника, невольно пытаешься представить себе его образ. За многофигурными изысканно-тонкими, яркими композициями Майи Гусариной, где всё – эмоция и движение, мне виделась утончённо-жеманная, слегка капризная дама, парящая в облаках своего воображения. Но на пороге мастерской меня встретила совсем другая Майя – земная, крепкая, с ясным лицом и застенчивой улыбкой. Магию художника, без которой нет настоящей живописи, выдавал только глубокий взгляд и едва ощутимая ограниченность присутствия: этой частью я – с вами, а остальное – только моё.

автор Марина ШИМАНСКАЯ    фотограф Сергей МЕТЕЛИЦА

 

Достаточно однажды увидеть её картины, чтобы они остались в памяти навсегда. Изысканные дамы, странные кавалеры, средневековые замки, флейты и арфы, нарядные куклы встречаются на её полотнах не ради забавы - они призваны для объяснения жизни. Художника Майю Гусарину формировали не столько знания и школы, сколько причудливый мир собственного воображения, где реальность выражается и познаётся только через сказочные фантазии. Лёгкое, молодое ощущение мира на её картинах соединено с глубокими философскими размышлениями о жизни, присущими человеку в возрасте. Удивительно, но вглядываясь в эти фантастические миры, узнаёшь в них свои мысли, свои чувства, свою жизнь. Твоя душа разбужена, и это главное. Способности «пробиться» к человеческой душе не научить - её дарит Бог. И это неоспоримый признак истинного художника, взявшего кисть в руку не просто так, а по Божьему зову, который мы называем призванием. Разбудить его Майе помогла мама.

- Мама у меня преподавала рисование и была педагогом до мозга костей. Когда я росла, её увлекала идея гармоничного развития личности. И мама стала меня гармонично развивать. Сначала отдала в хореографию на три года, затем я обучалась музыке, потом пошла в художественную школу. Роскоши в семье не было, но, начиная с 10 лет, мы каждый год ездили в музеи Москвы и Петербурга.

В годы Майиного детства в большинстве семей не было не только роскоши, даже достатка. Но любви к своим детям, кажется, было больше. И дети были другие. Всё просто: вкладываешь в детство деньги – вырастишь «доллар», вкладываешь душу – вырастишь творца.

- Мои первые детские впечатления: двухэтажный деревянный дом, огороды, яблони, цветы, и бабушка несёт на коромысле воду. С детства я любила сказки, мама покупала мне хорошо иллюстрированные книги – она знала в этом толк. А вот кукол не было – всё рисовали сами: дам, кавалеров, лошадей, борзых. Во дворе придумывали разные игры. Птичка умерла – устраиваем пышные похороны в георгинах.

Мы сами подчас не сознаём, как глубоко входят в душу детские впечатления, и трудно предугадать, когда и как они проявятся. Одна из частей триптиха «Шествие» так и называется – «Похороны птички». Сразу припоминаешь: а ведь и ты в детстве становился участником подобного действа. Откуда такой интерес и уважение к смерти? Можно придумать этому какие-то объяснения, но настоящий ответ – за гранью сознания, в метафизике. В траурном фантастическом шествии Майи и поют, и плачут, и скорбят, и радуются – всё, как в жизни. Рассматривая любую из картин, вспомнишь и про её детскую хореографию – все фигуры в движении, словно в танце; и занятия музыкой – у многих героев в руках музыкальные инструменты.

- Рисунок у меня пошёл сразу многолюдный. Одна, две фигуры – мне это было не интересно. Надо, чтобы толпа завязывалась. Я так увлекалась. Мультики тогда показывали редко, и для рисования было много времени. Мне всегда был интересен человек: его страдания, заблуждения, ошибки. Каждый из нас проходит через свои переживания, у каждого свой поиск истины. Я выросла на сказках в советское время – это всё определило. Мечтала быть принцессой, представляла, что вокруг слуги, и всё решается само собой. К быту мама меня совсем не приучала. Всё было на бабушке – она обожала нас и растворилась в нашей жизни. Её любовь закрывала меня от реальности.

На картине «Воспоминание о детстве» белые лилии, синие фиалки сливаются с небом. Прозрачен воздух, лёгкое дуновение ветра колышет тонкие одежды. Три женские фигуры у стола излучают любовь и умиротворение. А на столе – двухэтажный деревянный домик – войти бы в него и остаться жить; детская кроватка с горкой подушек, гнездо с яичками, кувшин, цветы. Радость полноты жизни. Цикл работ «Женские мечты» тоже родом из счастливого детства – он самый яркий и самый сказочный.

Из любимой Костромы Майя уехала в Ярославское художественное училище, где сразу заметили и оценили её лёгкую, летящую манеру письма. Общение в творческом кругу, выезды на пленер, первое признание мастерства – всё это наполнило счастьем студенческие годы.

- В училище на втором курсе нам сказали, что в группу придёт талантливый молодой человек с хорошей живописью. Мы с подругами смеялись: ну кто же может быть лучше нас? И пришёл Сергей. Такой деловой, взрослый, он казался более приземлённым, а мы - все в творчестве. Завязался роман, и я оказалась в Рыбинске. Мечты об институте отодвинулись, пришлось осваивать уборку квартиры, приготовление еды. Для меня это оказалось очень тяжело. Сфера фантазии – это моё, а вот материальные дела – не для меня.

Жизнь, не спрашивая желания, начала их «приземлять». Вам к вершинам искусства? А не хотите ли троллейбусы раскрашивать? Фантазируете хорошо? Тогда ваше место – в кукольном театре. Интриги и склоки не по душе? Тогда, как в детской игре «Гуси-лебеди»: «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!» А куда лететь, если тебе говорят: «Какое у искусства практическое применение? Зачем оно?» В противостоянии трудностям зарождались новые циклы: «Движение по жизни», «Осознание жизни».

В 27 лет она написала «Воспоминание». В центре – фигура роскошно одетой пожилой дамы, на огромной шляпе которой уместились и средневековый замок, и цветы, и дороги, и небольшой дом – вся её счастливая жизнь. Груз воспоминаний так тяжёл, что сгибает спину. На лице – отрешённость и безразличие. Одна рука раскрыта к небу, словно с вопросом: и зачем всё это было? Перед дамой – крошечная фигурка счастливой танцующей девочки. Балетные одежды, обруч, венок из цветов и вдохновенное лицо – счастливое предчувствие радости жизни. Куда уходит радость, почему её место занимает вселенская усталость? Живём неправильно или таков порядок вещей? И здесь, как в каждой картине Майи, попытка глубокого мистического осмысления жизни, а значит, отсутствие ответа.

- Когда родилась Даша, я задумалась, есть ли вообще Бог? Ради чего я так тяжело живу? Зачем так бессмысленно и жалко всё кругом? Наступил период увлечения эзотерикой: очищалась, мяса не ела, по 3 дня голодала, ходила на лекции. Но заметила, как начинаешь лекторов о чём-то спрашивать, видишь - им это не надо, их интересует только власть над людьми и деньги. Потом начала ходить в Иверскую церковь. В работах появилось больше позитива – стала писать натюрморты, цветы. Захотелось простых радостей. Я уверена, всё заумничество – от лукавого. Искусство должно быть созидательным, облагораживать человека. В эпоху Возрождения задачи искусства сформулировали раз и навсегда. Единственное лекарство для человека – любовь, милосердие, прощение.

В 1994 году Сергей и Майя создали иконописную мастерскую «Лик», которая теперь известна далеко за пределами Рыбинска. Жизнь получила новое наполнение. Родился сын, добавив забот о нелюбимом быте. По их стезе пошла дочь, поступив в Свято-Тихоновский университет на отделение иконописи. Пришло благополучие. К счастью, оно не уничтожило хоровод лёгких, танцующих образов из мира её фантазий.

- Хочется порисовать – значит, мне надо 2 - 3 дня, чтобы сосредоточиться. Стоит только отвлечься на быт - мысль уходит, а между делом ничего не получается. С другой стороны, если бы не было всего этого, я медленней бы менялась. Во мне произошло укрепление личности. Я стала серьёзней относиться к идейной программе. Муж иногда спрашивает: «Где ты?» А у меня перед глазами как на компьютере встают фигурки – так, нет, разбиваются, лучше - так. Независимо от моего желания. Я могу говорить о земных делах, а внутри отшлифовывается замысел. Эту волну творчества я чувствую с детства. Я знаю, что не должна останавливаться. Следующая картина видится такой: город, завод, столбы. И в проводах запутался ангел. Внизу люди – телевидение, зеваки. Кто-то фотографирует его сотовым телефоном. Люди забыли о главном.

Чтобы не забывать о главном, неплохо было бы хоть иногда напоминать – вот оно, главное. Значит, нужны те, кто способен «держать планку» жизненных ценностей. Это тяжело: на алтарь искусства надо положить душу. А нынче ещё и дорого, в самом буквальном смысле: аренда маленькой мастерской на 14-м этаже составляет 20000 рублей в месяц. Это вам не Париж какой-нибудь, а Россия. Какая нам польза от искусства? Нам бы денег. Запутался ангел.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают