Из трёх работ, выдвинутых Волковским театром на «маску» – «Три сестры», «Кармен» и «Екатерина Ивановна», эксперты фестиваля избрали «Екатерину Ивановну» и выдвинули спектакль в четырёх номинациях. Глубокий, насыщенный многообразными смыслами и символами, спектакль в режиссуре Евгения Марчелли с выдающейся актёрской работой Анастасии Светловой и прекрасным актёрским ансамблем не мог не привлечь внимания жюри фестиваля. Работа актрисы ещё до «Золотой маски» была удостоена премии Тверского театрального фестиваля, и на недавнем областном театральном фестивале жюри присудило Светловой премию в номинации «Открытие фестиваля».
Специальная премия жюри «Золотой маски» присуждена Светловой «за предельность сценического существования и глубину воплощения образа». Игра Анастасии Светловой – высшая степень самозатратности, распахнутости души – игра «на разрыв аорты». Полярные крайности характера Екатерины Ивановны доводят героиню до экстатического безумия, финал её судьбы – уход в гибельное пространство.
«Екатерину Ивановну» в Ярославле вначале приняли, наверное, так, как и постановку МХТ в 1912 году. Репутация спектакля была скандальной. Прошёл месяц после премьеры, и публика начала воспринимать эту работу иначе: проникновенно, прочувствованно, трогательно. И сам спектакль меняется во времени. К нему нельзя предъявлять бытовые критерии. Внимание к душевной жизни героини начинается с ощущения её нездешней парадоксальности. Светловой и театру удаётся преодолеть инерцию публики, вовлечь её в высокое действо, чтобы прийти туда, где убивают Красоту.
Экспертные советы «Золотой маски» просмотрели более 400 по-
становок. В итоге в фестивале участвовали 55 спектаклей из
15 городов России. Прорваться на этот высокий и престижный подиум, где в центре такие актрисы-легенды, как Ольга Яковлева (ведущая роль в спектакле «Обрыв» в МХТ), почти невозможно. Соревноваться со столицами – почти неподъёмно. Однако в по-следние годы благодаря усилиям Бориса Мездрича о Волковском театре заговорили.
Театр смело входит в новое пространство, не боится рисковать, спектакли вызывают споры публики. На этом непростом пути никто не застрахован и от ошибок. Но театр последовательно возвращает репутацию Первого театра России. Безусловно, и в прежние времена у нас были хорошие спектакли. Но от вхождения в современный театральный поток Волковский молчаливо устранялся, и дело ведь не в «масках», не в наградах, а в том, что театр ныне – полноправный участник современного театрального процесса.
15 апреля в Гостином дворе прошла церемония вручения премии. Конечно, к нынешней награде причастны все создатели спектакля – от постановщика Евгения Марчелли до костюмеров, гримёров, реквизиторов и монтировщиков. Но премия даётся Насте Светловой. Получить престижную награду из рук председателя жюри Алексея Бартошевича – учёного-театроведа с мировым именем, требовательного и строгого ценителя – что может быть более почётно?
И лёгкие, стремительные шаги по ковровой дорожке – мгновения высшего счастья. Огромная корзина белых роз для Анастасии Светловой, актрисы в пятом поколении актёрской династии, – сот-ни полторы свежих, росистых, благоухающих...
Гость | 19.04.2011 в 21:33 | ответить0
Всему театру спасибо за спектакль! Такого в Волковском, действительно, никогда не было! И работа Светловой просто прекрасна!
Гость | 18.05.2011 в 10:43 | ответить0
Про работу Светловой спорить естественно не буду. Очень смело!
Но от классического театра хотелось бы чего то более классического…
Гость | 15.12.2011 в 21:16 | ответить0
«Екатерина Ивановна» поставлена точно по тексту пьесы Андреева. Автор, наверное, был бы доволен.