Она развёрнута в эти дни в залах Ярославского художественного музея. До нас выставка побывала в Красноярске, Казани, Екатеринбурге, Московском музее современного искусства, после Ярославля отправится в Голландию. Это проект культурного обмена между Нидерландами и Россией, в нём приняли участие шестнадцать художников – по восемь с российской и голландской стороны. Авторы попытались средствами современного искусства исследовать и проанализировать ряд аспектов современного российского общества, культуры и истории. У России и Голландии давние исторические связи, живописная культура Нидерландов – знаменитое голландское барокко – тоже хорошо знакома у нас в стране. Кураторы выставки Марьян Тиувен и Ине Ламерс решили узнать, может ли современное искусство стать объединяющей силой для двух наших государств. Пытаясь понять и почувствовать представленное, я пришла лишь к одному выводу: к каждому экспонату нужно приставлять по искусствоведу, чтобы тот чётко и внятно объяснял, что и, главное, для чего это здесь выставлено. Вот две серии фотографий Паула Коойкера: в центре одной – «Воскресенье» – тело лежащей женщины, снятое скрытой камерой с разных ракурсов, идея второго проекта – «Обслуживание номеров» – обнажённые части женского тела в декорациях гостиничного номера. И то, и другое, как я поняла, снято скрытой камерой. Снимки огромные, больше листа ватмана («одна печать бешеных деньжищ стоит», справедливо заметил фотокор одной из областных газет), а на вид – безобразно. Другой объект – видеоарт, на шести небольших экранах одновременно демонстрируются разные моменты повседневной жизни девочек-курсанток: на одном экране девчушка причёсывается, на другом – форму гладит, на третьем – марширует в компании подруг, на четвёртом – целится из пистолета на учебных стрельбах. Демонстрируется это документальное кино в режиме нон-стоп. Внимательно посмотрела два раза – дальше что? Объясните! Нет ответа. В таком стиле выдержана и вся остальная экспозиция. Русский вклад в экспозицию, по крайней мере, визуально воспринимается без внутреннего конф-
ликта с самим собой. Роман Волгин и Аркадий Насонов выступили в качестве «охотников за головами»: первый изобразил ряд портретов государственных и политических деятелей, второй обобщил идею головы – главы, представив главу архаичную (репку), ислам-скую (закопанный по горло в песок человек), мистическую (всадник без головы). Возвращаясь к сверхзадаче проекта – о возможной точке соприкосновения двух наших культур... Вот с малыми голланд-
цами подобное единение я чувствую, а с представленным современным искусством Нидерландов, извините, нет.