Молодые актеры уже не на ролях второго плана – они ведут весь спектакль. Старшие – народные и заслуженные почти в полном составе – в зале. Последний предпремьерный прогон собрал их всех вместе – такого в Волковском давно не случалось. В этом – и волнение за театр, и желание поддержать тех, кто призван дальше служить их родной сцене. И это, может быть, важнее самой премьеры. Ведь если есть душевное движение – от известных и признанных к начинающим – значит, будет стоять театр, не прервется нить традиций и творчества.
Чужая страна, чужие времена и имена, а чувства понятны каждому в зале. Действие происходит на графской кухне в Иванову ночь. Кристина, кухарка графа (Любовь Ветошкина), и его лакей Жан (Николай Шрайбер) готовятся к свадьбе. Их соединяет ровная и спокойная, удобная для жизни привязанность. Любовь на уровне кухни. Она очень устойчива, но только до того момента, пока на пороге не появляется страсть. Фрекен Жюли, дочь графа, хозяйка кухарки и лакея (Ирина Веселова), в эту праздничную ночь разрушает жизненные планы влюбленных. Она всячески показывает свое расположение к Жану, легко переходя границы приличного для знатной девушки поведения.
За свою репутацию гораздо больше волнуется Жан, он дорожит и отношениями с Кристиной, и своей службой. Рассказывая трогательную историю давней любви к фрекен, которая выросла из детского обожания, он не теряет способности трезво мыслить и принимать разумные, на его взгляд, решения. После случившейся близости с Жюли он предлагает ей вместе с ним уехать как можно дальше от графского дома и открыть свой отель. На чьи деньги? Конечно, на деньги фрекен.
Свою историю – несчастливого детства со странной, неуравновешенной матерью – рассказывает и сама фрекен. Ее главное наследство от матери, решившейся из мести отцу даже на поджог собственного дома, – ненависть к мужчинам. Жюли пытается жить с этим материнским наследством, и до встречи с Жаном все неплохо получается – жених от нее в ужасе сбегает. Иванова ночь становится рождением другой Жюли – беззащитной, искренней, наивной, способной любить. Только ее возлюбленный, измученный объяснением с бывшей невестой, страхом за свое будущее, не выдерживает накала страстей и, оставив идею побега, предпочитает остаться лакеем графа. Разочарование, позор бесчестия, страх перед отцом вложили в изящную ручку фрекен старый пистолет. Выстрел – конец пробудившейся к жизни любви и спектакля.
Актерам до последней минуты удается удержать внимание зрителей. Зал с интересом следит за развитием любовной истории – что же будет дальше? Молодые играют с азартом и большим знанием дела. Ведь именно в их возрасте чаще всего и случаются эти ужасные и прекрасные любовные треугольники, которые страданием очищают души тех, кто способен искренне и сильно любить.
Стриндберг дает большие возможности для детального анализа «вечных» тем – Мужчина и Женщина, двое и разлучница, любовь и служба, поэтому ткань спектакля требует глубины режиссерской проработки и актерского осмысления. Зритель так удивлен выстрелом Жюли, что не сразу понимает, что это и есть конец действия. И возникает это недоумение именно потому, что не хватает глубины осмысления развернувшихся событий. Как только она появится, зритель будет готов к финалу – ведь ничего другого в конце этой истории и быть не могло.
Тогда возникнет и «послевкусие» – зритель не забудет обо всем произошедшем на сцене сразу, как только выйдет из зала, а бережно понесет с собой пережитое домой, размышляя о жизни и любви, вспоминая свои счастливые и несчастные минуты и печалясь человеческому несовершенству. И глубина эта обязательно придет – ведь страстное желание молодых актеров служить старому Волковскому дому трудно не заметить.