«Зойкина квартира» однажды уже была в репертуарной афише Волковского театра: в 1987 году этот спектакль ставил заслуженный артист России актёр Вадим Асташин. Темой спектакля была погоня за миражами, за мнимым счастьем. Тогда критики писали об «отточенных остротах, пикантных сценах, блестящих диалогах». Эти комплименты можно смело переадресовать и постановке нынешней. Точнее, первой её части, потому как по мере приближения сюжета к кульминации на первый план выступает не менее отточенная хореография Ирины Новиковой, и драматическое произведение превращается в зрелищное шоу «За стеклом», где пронзительные по драматизму и блестящие по исполнению танцевальные номера чередуются с дефиле экстравагантных туалетов. Тут уж не до диалогов, которые, мастерски балансируя на сюжетном канате первого действия, филигранно выстраивает главная героиня Зоя Пельц (её великолепно играет актриса Анастасия Светлова). Да и сам спектакль столь внезапно обрывается с окончанием очередного танца, что зал остаётся в некотором недоумении: уже финал, можно аплодировать или режиссёр всё-таки вернётся к булкаговскому сюжету? Народный артист России Виталий Стужев, оказавшийся в числе первых зрителей, признался, что ждал дальнейшего развития событий до последнего мгновения. Не случилось...
– Булгаковская пьеса для Марчелли – лишь отправная точка большого театрального путешествия, в которое предстоит отправиться зрителям, став участниками своего рода карнавала, – так комментирует авторский замысел заведующая литературной частью Татьяна Джурова.
Интерактива в спектакле действительно хватает: то герой заслуженного артиста России Валерия Кириллова администратор Александр Аметистов буквально врывается в спектакль, спускаясь по верёвочной лестнице прямо с балкона, то безответственная дама, героиня заслуженной артистки Татьяны Мальковой, заводит страстный монолог по поводу собственной внешности, сидя среди зрителей, в середине партера. Автор спектакля Евгений Марчелли планировал так:
– Мне хочется, чтобы в антракте в фойе происходило какое-то провокационное действо. Бегали какие-то ряженые китайцами люди, орали, кого-то из зрителей обмеряли, примеряли костюмы.
Возможно, по ходу шлифовки спектакля временем в его канву вплетутся и задуманные режиссёром аниматорские мотивы массовиков-затейников, однако в дни премьеры всё ограничилось сольными выступлениями музыкантов. И это, на мой взгляд, было правильно: музыкальная пауза давала зрителю возможность передышки, шанс прийти в себя, осознать уже увиденное и подготовиться к новому зрелищу.
Что до общего впечатления от спектакля, то лично мне на ум пришло одно известное выражение: лучшее – враг хорошего. Зрелищность постановки в данном случае перевесила драматизм пьесы, хотя, возможно, именно к этому эффекту и стремился постановщик.
Проблемам современного театра, теме сохранения культурного театрального наследия, а также началу вещания телеканала «Театр», первая передача которого выйдет в эфир уже 27 марта, в Международный день театра, был посвящён и видеомост «Москва – Ярославль – Пермь». Ярославским участником видеомоста стал Евгений Марчелли, от Перми выступил главный режиссёр театра «У моста» Сергей Федотов, столичная сторона видеотреугольника была представлена наиболее масштабно. В студии собрались автор идеи и основатель телеканала «Театр» Татьяна Александрова, актриса театра и кино Юлия Рутберг, заместитель директора Центрального дома актёра Елена Ульянова, театральный критик Алексей Барташевич, другие.
Что касается телеканала «Театр», то в ближайшие полгода он будет вещать только в Москве и Московской области. Потом, как надеются его создатели, сфера его влияния распространится и на общероссийское телевидение. Евгений Марчелли, вопреки общему воодушевлению от выхода в эфир долгожданного детища, высказал опасение в его жизнеспособности:
– Буквальный перенос театральных спектаклей в формат видео лишит постановку жизни, того самого дыхания зрительного зала, ради которого всё это и затевается.
– Это как снимать! – не согласились с ним москвичи, и спор перешёл в техническую плоскость.
Зато оба главных режиссёра, ярославский Марчелли и пермский Федотов, оказались едины в том, что касается создания единого информационного театрального пространства. Правда, Федотов сетовал, что, мол, без оного в Москве не знают о важных событиях, происходящих в провинции, а Марчелли, известный экспериментатор, ратовал за раскачивание театральных границ.
Как ни разнились мнения участников видеомоста, как ни полярны оказались впечатления ярославских зрителей от премьерного показа спектакля «Зойкина квартира», главное, на мой взгляд, кроется в другом. О театре, о его проблемах, современной концепции и даже театральных зрителях наконец заговорили вслух. И в Ярославле, и в Перми, и в Москве. А значит, расширяется сфера влияния Его Величества Театра на нашу жизнь, что само по себе очень даже неплохо. Ведь недаром великий Шекспир однажды заметил, что «весь мир – театр», а уж он-то в этом понимал.