– И не говори, только на вернисаже и столкнешься...
Две принаряженные дамы обмениваются образцово-показательными поцелуями, звонко чмокая в воздух около надушенных щек друг друга.
– Ну, давай, брат, показывай, что наваял за минувший год, – появился около стендов завсегдатай живописных премьер.
– Да ты никак смеешься! За год! Скажешь тоже. Отобрали на выставку всего пару работ, а в мастерской – десятки.
– Как всегда – гениально, после пристального прищура, направленного на картину, выносит ценитель свою резолюцию. – Остальных после твоего шедевра и смотреть не стану – только время потрачу даром.
Знакомцы расстаются вполне довольные друг другом: один – к месту высказанным комплиментом, другой – удачно завершившимся актом оценки творчества коллеги.
...Разговоры примерно такого содержания сдержанно бурлили в разных уголках выставочного зала Союза художников. Здесь открылась ежегодная областная весенняя выставка, на которой областные живописцы – члены союза, разумеется, – представили собственные достижения в изобразительном искусстве за минувший год. «Изюминка» этой и аналогичных ей выставок заключается именно в новизне представленных экспонатов, тут что ни полотно, то премьера.
Имена же, напротив, все сплошь знакомые. Андрей Жевакин, например, представлен сразу четырьмя холстами, в названиях которых, если вдуматься, заключена целая жизнь (автора?): «Мосты сожжены», «Привет, папа», «Долгая дорога домой», «Мой дом-1». Еще один старый знакомец – Владимир Литвинов – «подсмотрел» начало весны в Курбе и выплеснул увиденное на холст. Заслуженный художник России Федор Вячеславович Новотельнов, как и положено мэтру от мольберта, «разразился» целой серией миниатюрных пейзажей. Около них два бородача горячо рассуждают о приоритетах миниатюры перед крупным полотном.
– Вот и я пристрастился к малому формату. Быстрее, да и дешевле, надо сказать. Будет заказчик, так разобью миниатюру на квадраты и перенесу на большой холст. А так, ради отчетной выставки, стоит ли зря холст пачкать да краски тратить?
Его визави, судя по одобрительным кивкам, с подобной позицией экономии расходных материалов полностью согласен.
Обращает на себя внимание новое имя – Антон Братыкин. Молодой художник, судя по двум представленным им полотнам, – явный приверженец русского авангарда начала прошлого века. Осмысленное и пропущенное автором через себя наследие классики, стилистически адаптированное к сегодняшнему дню, смотрится свежо и оригинально. Еще одно новое, для меня по крайней мере, имя – художник из Тутаева Андрей Семенов. Традиционный для всех среднерусских художников пейзаж с церковной маковкой на заднем плане он расцветил неоном акриловых красок.
Выставка эта, повторюсь, традиционная, сенсации на подобных случаются достаточно редко. Однако и без таковых – отчетных – обойтись никак нельзя: все-таки реальная возможность выставиться, напомнить зрителю и руководству союза о себе важна для каждого художника. Персональную-то выставку раньше юбилея и ждать нечего. А юбилеи, как известно, случаются нечасто.