Поговорка «молодо-зелено» подходила Арсению Власову лишь отчасти: художник действительно был молод, ибо к моменту своей первой персональной выставки отметил десятый день рождения, но зеленью, то есть незрелостью, на его графических листах и не пахло. Изощренные линеарные композиции, заполняющие все пространство листа, вызывали в памяти целые пласты изобразительной культуры прошлых веков: ацтеки и майя, скандинавский звериный стиль и персидская миниатюра. Ответ мальчика на вопрос, откуда ему все это известно, был лаконичен: «Я ничего не придумываю и не копирую. Я просто рисую».
С тех пор прошло ровно десять лет. Символично, что первую круглую дату со дня вхождения во взрослый мир художников Арсений Власов решил отметить там же, где некогда дебютировал, – в центре современного искусства «Арс-Форум». Его новый проект «Метаморфозы» – локальный цикл работ, датированных двумя последними годами, что, безусловно, не раскрывает всех сторон творческой деятельности молодого художника, но во всяком случае дает возможность судить о его росте и развитии.
Пространство выставочного зала плотно обжито без малого сорока графическими листами. Все они представляют собой исследование трансформации формы как таковой. Присмотревшись, работы можно систематизировать: вот несколько листов, зафиксировавших видоизменения человеческого анфаса, рядом – три-четыре разных варианта профиля. Есть зоотрансформации, группа пастелей, отражающая процесс раздвоения-троения... объекта. Впрочем, каждую работу можно рассматривать как самостоятельное графическое полотно.
Работы Арсения Власова неповторимы – по цветовой передаче, композиции, сюжету, стилю исполнения. Они завораживают своей орнаментарностью, обилием символов, которые ты волей-неволей пытаешься разгадать. Признаюсь, получается это не всегда. А если точнее и правдивее, то вообще не получается. Однако эта головоломка не утомляет, а подстегивает воображение. Зафиксированные рукой художника метаморфозы вещей трудно вписать в заданное интерьерное пространство. Не надейтесь, эти работы никогда не будут фоном для обыденной жизни и не украсят ваши веселенькие, точно ситчик по три рубля, обои в спальне. Графика Арсения Власова претендует если не на создание нового информационно-художественного пространства, то на отдельную страницу в актуальном искусстве уж точно.
Подтверждается это и многочисленными выставками художника, которые состоялись в Германии и Великобритании, Информационном центре ООН в Москве и престижных столичных галереях OST и XL. Погрузившись в захватывающий водоворот столичной жизни (Арсений после окончания школы живет и работает в Москве), художник уже не удовлетворяется жесткими рамками графики, а пробует себя в видеоинсталляциях и перфомансах. Эти же две позиции художественного самовыражения пока еще не доросли, чтобы носить титул «современное искусство». То есть они, безусловно, имеют право на существование, а вот будет ли это признано искусством – бабушка и специалисты еще надвое сказали. Но дабы не обижать творцов, их новации пока огородили заборчиком – понятием «актуальное искусство», создав некий питомник-рассадник для разведения свежих идей. Приживется – пожалуйте на грядку современного искусства, вымрет – извините, значит, это неактуально. Однако ярославцев Арсений решил не пугать своими последними разработками типа «Трусы в лесу» и перфоманс «Огненные трусы-2004», представленные им на международном фестивале актуального искусства «Арт-Клязьма». И «Метаморфоз» с нас будет достаточно.