Идея создания театра-цирка пришла из Монте-Карло и принадлежит продюсеру Олегу Чеснокову, который ставил «Щелкунчика» для большого почитателя цирка – принца Монако. Четыре года назад режиссер Андрей Могучий и художник Александр Шишкин взялись за ее реализацию. Целый год ушел только на то, чтобы собрать артистов. На сегодняшний день это самая молодая цирковая труппа – ее участникам от 18 до 28 лет.
Задуманный гибридный жанр требует от исполнителей разных талантов – надо владеть и воздушной акробатикой, и классическим балетом, и современным танцем. В этом сочетании, казалось бы, несочетаемого и состоит суть «нового цирка», который в Европе известен и популярен.
В России новый цирковой жанр решили начать с постановки «Щелкунчика» – чем Швыдкой и Запашный хуже принца Монако? Мистическая, таинственная сказка Гофмана, которую пытались рассказать едва ли не во всех возможных жанрах – драме, балете, кукольном спектакле, мультипликационном фильме, привлекла внимание «нового цирка» возможностью создания роскошного зрелища с большим числом сказочных героев. Строго говоря, от классического «Щелкунчика» здесь осталось не так много. Главная героиня – современная девочка Маша из большого города. В этой роли дебютирует 18-летняя воздушная гимнастка Анастасия Жолудева. В витрине магазина, где продаются старые вещи, лежит пластинка фирмы «Мелодия», на которой написано «Щелкунчик». Маша покупает ее, приходит домой, ставит на старый бабушкин «Аккорд» и засыпает. А все, что происходит дальше, – сны девочки, хорошо знакомой с виртуальным компьютерным миром.
На арене цирка – огромный белый стол, нарядная люстра, трехметровые тарелки, способные взмыть вверх по желанию властителя мира Мастера Д. Его роль исполняет один из самых талантливых «лицедеев», которого в Ярославле знают и любят, Анвар Либабов. Гости «падают» из-под купола, Маша вылетает из громадного платяного шкафа и приземляется прямо в середине стола на фарфоровое блюдо. Гости превращаются в крыс, и начинается погоня за Машей. Добрые силы – невероятных размеров пальто из шкафа – спасают девочку. Так заканчивается первый сон. Любовь Маши и Щелкунчика вспыхивает во втором сне. Там будут фантастические, зрелищные бои Машиных игрушек с киберкрысами, поединок Мышиного короля со Щелкунчиком и – счастливый конец.
Кто рискнет пойти на этот спектакль, должен быть готов к тому, что окажется не просто зрителем, а реальным участником воздушных сражений. Безопасность гарантируется.
Правда, согласия на участие в бою не спросят – на войне как на войне. Невероятные конструкции для спектакля придумал художник А. Шишкин, а оригинальные трансформирующиеся костюмы (их на 30 артистов приходится 180), поражающие не меньше, чем спецэффекты и фокусы, сделал А. Богданов. Над танцевальной частью действа работали несколько молодых балетмейстеров из разных городов России, а знакомой музыке Чайковского придали современное электронное звучание петербургские композиторы И. Вдовин и О. Гитаркин. Специально для этого спектакля разработано белое покрытие пола, ставшее не только сценой, но и большим экраном, и основой для пиротехнических и лазерных эффектов.
Такого дорогого проекта в российском цирке давно не было: 4 млн. долларов затрачено на создание нового циркового «Щелкунчика». Реквизит пришел в Ярославль в трех огромных фурах, весит он 15 тонн. Успешные гастроли в Санкт-Петербурге, Самаре, Иванове дают надежду, что столь дорогостоящий проект все-таки будет окупаться. Деньги в него вложили Министерство культуры РФ, Росгосцирк, частные инвесторы из России и Франции. Сразу после гастролей в Ярославле «Щелкунчик» отправится в Монте-Карло, затем в Ниццу и Марсель, а на весь 2006 год – в Америку. Пора возвращать былую известность и популярность российского цирка.