– Я же топограф по основной профессии. И по долгу службы был обязан фиксировать те или иные моменты на пленку. А уж потом мне повезло: по лотерее – была в советское время такая автомотолотерея – я вдруг выиграл велосипед. С тех пор оба они – и велосипед, и фотоаппарат – мои неизменные спутники.
Симбиоз незамысловатого транспортного средства, оптики и непоседливого нрава Валерия Кушнарева за долгие годы привел к удивительному результату – рождению неординарного фотохудожника. Именно с ним и довелось нам познакомиться намедни в галерее современного искусства «Алле’Я», где открылась первая персональная выставка нашего нового знакомца, названная автором «Камни и годы».
Сейчас Валерий почти все свое свободное время посвящает любимому занятию – велофотопутешествиям. Работа ради хлеба насущного – обязанности дворника – не мешает этому всепоглощающему хобби. Хотя справедливости ради надо отметить, что столь непрестижная запись в трудовой книжке нисколько не смущает Валерия. Он искренне, вслед за Борисом Гребенщиковым, полагает, что любой настоящий художник в России не минует метлы и дворницкого тулупа. Наш герой абсолютно органично вписывается в некогда прославленное БГ «поколение дворников и сторожей».
Наведя лоск на городские улицы, Валерий седлает своего верного двухколесного коня, грузит багаж (до тридцати килограммов всякого необходимого скарба набирается!) и отправляется... куда глаза глядят. А глядят они у Валерия преимущественно на Север – дороги Онеги и Ладоги, вологодские храмы, покой Валаама, суровая красота Карелии покорили художника своей искренностью и величественностью. За эти годы на счету фотохудожника накопилось уже тринадцать путешествий, два из которых – одиночные. Протяженность каждого из них во времени – от двух недель до месяца, в пространстве – до 1200 километров.
– В компании, конечно, колесить и веселее, и сподручнее, – соглашается наш собеседник, – но для съемки одиночество предпочтительнее.
Как тут не согласиться – «служенье муз не терпит суеты». Наверное, именно поэтому взгляд Валерия замечает в простом и будничном тихую поэзию, а заметив, останавливает прекрасное мгновение, фиксируя его на фотопленке. Так «героем» снимка может стать неказистая травинка, титаническими усилиями пробившая себе дорогу к солнцу сквозь каменную толщу, или сам камень, замшелый, выбившийся из сил путник, прикорнувший у развилки дорог...
В работах Валерия Кушнарева не стоит искать скрытый мистический смысл, подтекст. Они просты и понятны на уровне интуиции. При взгляде на эти фотоснимки ты сразу понимаешь, твое это или нет. Ты либо сразу начинаешь дышать в унисон с автором, отчаянно завидуя ему, видевшему всю эту красоту своими глазами, либо равнодушно фиксируешь стандартность подхода к теме – «да любой на его месте снял бы именно это!». И та, и другая зрительская реакция допустима в равной степени. Особых откровений или эстетических потрясений, повторюсь, ждать от этой выставки не стоит. Но мне почему-то кажется, что тех, кого снимки Валерия Кушнарева выдернут из обыденной повседневности и позовут в дорогу, будет больше. В конце концов, в наш расчетливый век до сих пор немало чудаков, которые предпочитают «жить километрами, а не квадратными метрами», как пел вечный странник Юрий Кукин, и которые вновь и вновь седлают свой велосипед, отправляясь «за туманом и за запахом тайги». Валерий Кушнарев – один из них.