Обычные реалитишоу, которые происходят на не слишком больших каналах, открывая нечто «за стеклом» или в «окнах» (этито уже скончались), жизньскандал и жизньслучку в «доме» или подглядывание в «запретной зоне», явно не соответствуют формату главных каналов страны. Не то чтобы там стеснялись чегото недозволенного в моральном смысле, но хочется чегото не просто реального, но и шикарного. Совсем как у Маяковского, когда советский нуворишбюрократ заказывал: «сделайте мне красиво». И делают. Вернее, думают, что делают.
Сначала были бальные танцы на канале «Россия», потом наперегонки запустили фигурное, если так можно выразиться, катание. Здесь уже началось соперничество, и идею, возникшую или по крайней мере проанонсированную на «России», перехватил и в более роскошной и размашистой форме реализовал Первый канал. Сразу стало видно, какой старенький Ю. Николаев, как назойливо суетится А. Заворотнюк, не спасаемая все новыми парикмахерскими и портняжными ухищрениями. Но что не сделают «публичные люди» для поддержания интереса к себе! И вот уже на Первом канале под руководством отличного фигуриста И. Авербуха, который на глазах становится не менее удачливым продюсером, О. Пушкина, лирически исповедующая своих собеседников в «Женском взгляде», поедет вверх ногами в объятиях А. Ягудина, а едва справляющийся с игривоглубокомысленным текстом гениальный фигурист Е. Плющенко будет натянуто улыбаться в камеру.
Короче говоря, набившее оскомину сетование на смену ролей сапожником и пирожником будет крутиться в памяти все время, пока, переключая с канала на канал, в выходные дни мы будем наталкиваться взглядом на эти шоу дилетантов.
Последняя неделя, однако, вывела на новый виток гонку каналовгигантов. Опять Первый хоть чутьчуть, да подпортил песню «России», для чего даже начал прокат нового проекта – что вообще выглядит небывало – без длительно звучащих агрессивных анонсов. Если ктото сверяется с публикуемыми в газетах телепрограммами, тот должен был испытать изумление и раздражение. Как же так, мы еще не настроились, в программе стоит старая ненаша комедия «Тутси» (впрочем, там ведь тоже меняются ролями, так что намек имел место), Первый в праймтайм вдруг вставляет новый проект «Две звезды»?
А вот так и вставляет, чтобы опередить «Россию», которая, закончив свою короткую программу по фигурному катанию, возобновляет бальные танцы; вот пока они возобновляют, мы уже и запоем. И запели! А теперь остается вам включить воображение, а мне – удержаться в рамках «парламентской» лексики, играя в угадайку.
Кто промахнется мимо нот более постыдно: перепуганная, как рыбка, внезапно попавшая на сушу, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию А. Давыдова (в дуэте с эстрадным мэтром Л. Лещенко) или очаровательношутливый, но внезапно одеревеневший участник «Комеди клаба» Г. Мартиросян (в дуэте со старательно поющей в джазовой манере простодушную «Погоду в доме» Л. Долиной)?
Чей вид окажется более невероятным: ведущей «Фабрики звезд» Я. Чуриковой, сменившей экстравагантные молодежные одежки на облик нудной отличницы в очках, или «Владимира Вольфовича» (Жириновского), именно так представленного в паре с «Серегой» и наряженного в алый костюм, а потом и вовсе в генеральский мундир?
Наконец, кому из попзвезд понадобится больше усилий, чтобы скрыть неловкость от непрофессионализма партнера и собственной неуместности в предложенных обстоятельствах: Л. Вайкуле, которую только и спасло слащавое джентльменство С. Жигунова, или М. Боярскому, активно кокетничавшему с телекамерой, а не с партнершей А. Заворотнюк?
Те, кто видел рекламу следующих выпусков или эту самую программу, наверное, ждут моей реплики по поводу ведущих, Лолиты и Саши (Цекало). Реплики не будет: о Лолите как ведущей токшоу я писала, и эта, новая программа моего доброго отношения к ней не изменила. А сам факт объединения распавшейся супружеской пары на потребу публике – это обычная практика телевидения: ничуть не хуже, а возможно, и лучше, чем если бы эту программу вел, как планировалось поначалу, журналистинтеллектуал Л. Парфенов. Плохо представляю себе, как он вписался бы в этот парад непрофессионализма; а так – ну, клоунада, ну, ерничанье, по крайней мере их присутствие в кадре соответствует замыслу. Между прочим, купленному у шведов, в чем честно было написано в титрах.
Остается выяснить, какое отношение имеют упомянутые мною в начале обзора великие, живые и ушедшие артисты к показанной танцевальнопесенной тусовке. Имеют, и самое непосредственное.
Именно на минувшей неделе прошли юбилеи: 95 лет Райкину, 80 лет, чего певица не стала скрывать, Вишневской. А потом, в самом конце недели, дали скромненькое такое интервью с В. Спиваковым, которого ЮНЕСКО признало «музыкантом мира». А между прочим, Спиваков двадцать с лишним лет назад вызывал было нарекания своих академических собратьев, позволив себе едва ли не легкомысленное, изящноироничное поведение за дирижерским пультом. Но! – он работал «на своем поле».
Как на своем поле работал великий Райкин, то меняя гротесковые парики, носы и брови, то погружаясь во вселенскую тоску умного и бессильного перед чужой глупостью и мерзостью человека. «Культура», Первый канал не только показали его великие ролиминиатюры, но попытались вернуть память о его манере общения, о его драме художественного лидера, не способного терпеть с собой рядом новых лидеров.
На своем же поле работала и Вишневская. Жаль, конечно, что телевидение почти не дало послушать ее пение – она ведь действительно была великолепным сопрано, ее драматический темперамент достойно сочетался с природной вокальной одаренностью. Зато в полной мере нам дали насладиться видом ее жилья, нет – покоев, нет – дворца... дворца музыки и дворцажилплощади; роскошных театральных костюмов, которые изготавливались по ее не только мановению, но капризу.
Да уж! Не изменяющие себе две звезды, свет которых долгие годы – простите за высокопарность – не меркнет, както уж очень жестоко оттенили безвкусность коньячного спирта, из которого изготовили одну звездочку, две звездочки... Супружеской паре Вишневская – Ростропович и не снилось публичное исполнение вокального дуэта; а вот Валерия и ее мужпродюсер Пригожин – пожалуйста: «А напоследок я скажу...» Если бы напоследок!