Ирина Андреевна Евстафьева (1917 – 2001) – дочь известных мастеров русского искусства Андрея Блюменфельда и Антонины Софроновой. Они оба были ярчайшими представителями таких творческих групп, как «Бубновый валет» и «13». В 20-е годы прошлого века это были оазисы чистого, не замутненного бытом и политической агиткой живописного искусства, подарившие нам Татьяну Маврину, Николая Кузьмина... Знаменитый художник Илья Машков, к слову, считал Андрея Блюменфельда самым талантливым своим учеником. Признание этого таланта выливалось в безграничное доверие – Машков доверял Блюменфельду самостоятельно проводить уроки в студии.
Однако нас, ярославцев, «роднит» с Ириной Андреевной Евстафьевой совсем иное имя – Михаил Соколов. Это, пожалуй, самый яркий художник, которого дал Ярославль отечественному изобразительному искусству начала ХХ века. Михаил Ксенофонтович, служивший искусству, по словам современников, «как средневековый паладин даме своего сердца», был дружен с Антониной Софроновой. Благодаря этому обстоятельству в семье художницы сохранилось уникальное собрание ранних работ Михаила Соколова. Изучение наследия знаменитого земляка и привело куратора нынешней выставки Нину Павловну Голенкевич в дом Ирины Евстафьевой. Случилось это еще в 80-х годах, но тогда и для ярославских музейщиков, и для самой Ирины Андреевны на первом месте была работа с наследиями и архивами, хранившимися в семье. Персональную выставку Евстафьевой в Ярославле отложили, как водится, на потом. Но при жизни художницы провести ее так и не удалось...
Однако перенесемся в начало прошлого века. Круг названных громких имен, как мне кажется, уже набросал перед внимательным читателем ту обстановку, ту живительную среду, в которую окунулась девятилетняя Ирина, перебравшись в 1926 году к матери в Москву из Орла, где жила со дня рождения с бабушкой. Дом матери в Афанасьевском переулке, точнее – чердак, ибо квартировала знаменитая художница под самой крышей, притягивал столичную богемную публику. Эстетические идеалы, которые культивировались в этой среде, опирались на мудрые и простые истины: жизнь и все, что окружает нас в этом мире, самоценно. Эту эстетику и впитала Ирина Евстафьева с детства. Это же видение мира она выплеснула на холст в «Арбатской трилогии». В трех программных для нее, концептуальных картинах отражено осмысление всей жизни художницы – ее детская память о чердачных посиделках, о вечно выкипающем из турки кофе (о напитке в искусствоведческой полемике неизменно забывали художники), о склонившейся у мольберта матери...
«Скромность, погруженность в мир внутренних переживаний, умение в каждом дне и в каждом, простом на вид, явлении видеть удивительную красоту – вот, пожалуй, основное и в характере, и в творчестве Ирины Евстафьевой», – такую оценку творчеству художницы дает искусствовед Сергей Маркус.
Сделанное ею неинтересно тем, кто ждет от искусства плакатности и «потрясений», ерничества или издеватель-ства над человеком, социальной критики или сатиры. Она как драгоценные подарки оставила наследие тем, кто ищет просветленного покоя и способен по-детски улыбаться.
Достичь этого просветленного покоя очень просто – достаточно заглянуть в галерею современного искусства «Алле’Я», где представлены живопись и графика москов-ской художницы. Наследники Ирины Евстафьевой не только предоставили для экспонирования несколько десятков картин, хранящихся в частном собрании, но и собираются по окончании выставки три работы знаменитой художницы преподнести в дар ярослав-скому музею.