И для телевидения это тоже много что значит: кто его смотрит и как. Вот так и соперничают каналы друг с другом в борьбе за симпатии зрителей. Соревнование это от людских глаз вроде бы скрытое, но все же доступное. Как, оказывается, у нашего первопроходца почти негосударственного телевидения – Городского телеканала – снова появился более или менее равноценный конкурент в лице уже совершенно частного канала НТМ. Тем интереснее попытаться на их примере сыграть в столь популярную игру «найди десять от-личий».
Новорожденный телеканал НТМ принялся довольно агрессивно отвоевывать своих зрителей и на четвертом году существования приблизился к первому Городскому. Свидетельствуют об этом данные международного рейтингового агентства TNS Gallup Media, по расчетам которого считают свои рейтинги, а стало быть, и живут все наши российские телевизионщики. В Ярославле выборка данных по так называемой доле каналов (это процент людей, смотрящих данный канал, от всех, кто смотрит телевизор) за период с 21 по 27 февраля говорит о том, что ГТ по-прежнему сохраняет своего благодарного зрителя, завоеванного за 10 лет работы в эфире. В последнюю февральскую неделю Гортелеканал посмотрели 8,77 процента зрителей, НТМ – 8,58. В начале марта (неделя с 28 февраля по 6 марта) общая доля ГТ возросла до 9,63 процента, но НТМ удержал дистанцию – 9,02.
Однако наиболее пестро картина соперничества двух ярославских телекомпаний представлена в возрастной аудитории зрителей. ГТ сохраняет наиболее ощутимое преимущество среди аудитории старше 55 лет с невысоким уровнем личных доходов. НТМ уступает также и по доле зрителей в возрасте до 18 лет. А вот по охвату аудитории в так называемой категории «18 плюс» (от 18 и старше) НТМ впервые обошел своего почтенного конкурента, причем отрыв этот достаточно стабилен. Так, например, показательными являются последняя неделя февраля и первая неделя марта текущего года, которые явно свидетельствуют о смене лидера в аудитории «18 плюс». На неделе с 21 по 27 февраля доля аудитории от 18 и старше у ГТ составила 7,58 процента, у НТМ – 8,06. А вот уже первая неделя марта отличилась заметным ростом доли аудитории «18 плюс» у обоих каналов, но НТМ с показателем в 8,33 процента опередил ГТ (у которого 8,06).
Естественно, все статистические выкладки достаточно условны, но при всем том они весьма примечательны. Тем более что аналогичная картина и по уровню доходов: доля зрителей с доходами выше среднего в аудитории НТМ ощутимо выше, чем у ГТ. То есть в целом аудитория НТМ несколько более благополучна, более амбициозна и лучше устроена в жизни. Обращает на себя внимание и то, насколько быстро и в какой-то мере даже внезапно сменился лидер в ключевой категории «18 и старше»: обычно такие судьбоносные «подвижки» происходят в течение долгих месяцев.
Кому-то они покажутся субъективными, но все же объяснения смены лидера существуют. ГТ неизменно уважительно относится к своей базовой аудитории, что находит отражение в известном консерватизме подачи новостных материалов: это строгий стиль информационной программы «Время» с неподражаемыми Анной Шиловой и Игорем Кирилловым, на котором выросла аудитория тех из нас, «кому за...». В это же время НТМ не устает экспериментировать, выдумывает новые проекты и стили вещания, задает новую динамику собственным новостям. Как еще одно доказательство симпатичной для молодой аудитории дерзости – НТМ перекрывает своей основной новостной программой официальные «Вести» на канале «Россия», а на бессмертное «Время» на Первом канале в сетке вещания НТМ выпадает, как правило, очередной блокбастер из голливудских арсе-налов.
Впрочем, вряд ли коллектив ГТ смирится с тем, чтобы вот так запросто отдать конкуренту наиболее рентабельную по всем телевизионным меркам часть зрительской аудитории. С другой стороны, и НТМ едва ли успокоится на достигнутом, так что исход этой «гонки за лидером» окончательно еще не определился. Тем интереснее.