Однако сейчас намечается новый всплеск интереса – и среди профессионалов, и среди зрителей – к произведениям, созданным именно в те годы, когда в искусстве торжествовало такое направление, как соцреализм. Свидетельством тому – готовящаяся к открытию новая фундаментальная экспозиция художественного музея, которая будет посвящена искусству ХХ века. Часть экспонатов, представленных на выставке «Война и мир», найдет там свое место.
Лично мне открывшаяся экспозиция «Война и мир» интересна вот чем. Датированные военными годами картины и скульптуры говорят о том, что даже в это суровое время музей не прекращал свою работу – выпускал искусствоведческие брошюры, опекал эвакуированных из Ленинграда в Карабиху художников, находил возможность для приобретения (!) произведений в фонд музея. Какой разительный контраст с днем сегодняшним!
Среди полотен, которые впервые вынуты из запасников, – уникальное произведение военного времени, картина Василия Яковлева «Патриотическое молебствие в июне 1942 года». Она представляет монументальный групповой портрет, где изображен будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий с двумя мальчиками-служками в московской Никольской церкви Преображенского кладбища при отправлении патриотического молебствия в первую годовщину начала Великой Отечественной войны. (Подробнее об истории создания этой картины в «СК» за 8 февраля в материале «Патриотическое молебствие».)
Яркой иллюстрацией главенствующего направления советского искусства эпохи Великой Отечественной служат политические плакаты, в том числе знаменитые «Окна ТАСС». В то время им была отведена важная пропагандистская роль. Гротесковые изображения с лаконичными, хлест-кими текстами были призваны поднимать патриотическое настроение. На выставке представлены плакаты, принадлежащие перу творческого коллектива Кукрыниксов – М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова.
Доминирующим мирным жанром, несмотря на сороковые роковые, продолжает оставаться пейзаж. Среди художников, отдающих ему предпочтение, можно выделить Михаила Ксенофонтовича Соколова. Художник был репрессирован в предвоенные годы, отбыл заключение в лагере на станции Тайга, в 43-м жил и работал в Рыбинске. На выставке представлены его пейзажные миниатюры – крохотные, с сигаретную пачку, акварельные зарисовки...
Это – что касается художественного содержания выставки «Война и мир». Но когда речь идет об экспозиции, приуроченной к 60-летию Победы, на первое место выходит политический и нравственный аспект культурного мероприятия. А вот он-то как раз и оказался полностью провален.
Дело в том, что еще год назад председателем правления Ярославского отделения Союза художников Александром Карих на встрече с губернатором области Анатолием Лисицыным был поднят вопрос о создании музея либо отдельной экспозиции ярославских художников-ветеранов. Идея была встречена первым лицом области с пониманием. Однако создание музея за такой короткий период – дело практически нереальное. Заинтересованными людьми – директором департамента культуры Юрием Ивановым, директором художественного музея Надеждой Петровой – тогда был предложен компромиссный вариант: участие ветеранов-художников в той самой выставке, о которой шла речь выше. И вот выставка подготовлена. Ветеранам посланы именные приглашения на вернисаж. Кто из них смог – пришел.
Всем ветеранам – за 80. Дожили до великой даты лишь шестеро: Юрий Иванович Семенюк, Геннадий Александрович Дарьин, Владимир Иванович Воронин, Николай Викторович Еремеев, Михаил Михайлович Опарин, Николай Иванович Сулоев. Все воевали, были ранены, награждены многими орденами и медалями. Работы каждого из них хранятся в фондах художественного музея. У Юрия Ивановича Семенюка, например, таковых более 40. А теперь представьте себе справедливое возмущение художников, прибывших на вернисаж и не обнаруживших своих работ в экспозиции! Расстроенный Семенюк даже на открытие не остался. Председатель правления Ярославского отделения Союза художников Александр Карих поинтересовался у устроителей, как же, дескать, так получилось, что ветераны-художники оказались не у дел. Ответ был лаконичным: «У нас другая концепция выставки».
Может быть, действительно ни один из вышеупомянутых ветеранов и не написал ни одного полотна в годы войны (суть концепции, напомню, заключается в демонстрации произведений искусства, созданных конкретно в период с 1941 по 1945 год).
– Ну неужели нельзя было уважить стариков, – возмущенно недоумевал Александр Карих, комментируя ситуацию, – и выделить хотя бы одну стеночку для картин ярославских художников?! Ныне здравствующих, замечу. Мы не просто оскорбили своим неуважением героев войны, мы такой экспозицией опозорились на всю страну.
В данном случае я соглашусь с мнением Александра Карих – в такой ситуации от заранее продуманной выставочной концепции все-таки можно было бы и отступить. И так ли уж погрешили бы устроители против истины, если бы выделили в большой экспозиции скромное место для картин художников-фронтовиков? Не кощунственно ли чествовать павших и забывать о живых?