Николай Николаевич искал сюжет, близкий взрослым и детям. У белорусского прозаика и драматурга Михаила Шелехова нашел сказку «Солдат-ская кукла». Ее действие разворачивается в наши дни и в прошлом. Бабушка перебирает игрушки, находит старую, подаренную ей в детстве солдатом – выстругана она из толстой ветки, одежда из коры, косы из бинтов. Показывает внучке и рассказывает о приключениях куклы на войне. Когда деревню захватывают фашисты, игрушки оживают и участвуют в борьбе. Персонажей много: русский Петрушка (артистка Настя Басакина) и немецкий Гансик (Валя Ершова), Рыцарь, олицетворяющий войну (сам Николай Николаевич), а еще множество зверей, в том числе медведь Терентий (опять Николай Николаевич), Петушок (Настя Цифра) и ожившие деревья. В роли главной – Солдатской куклы – Заира Асхабова, Внучки – Катя Лазарева. В спектакле занят весь коллектив, в том числе взрослые – художник Олег Юрьевич Гуркин (Командир леса), Анна Владимировна Сахарова (Береза), которая в очередь с Натальей Геннадьевной Тереховой, помощником режиссера, играет Бабушку.
В театре три подразделения: актеры, пять ребят в мастерской по изготовлению кукол и три оформителя – ученики старшего класса угличской художественной школы. Подбирать музыку помогают преподаватели музыкальной школы. Кукол для спектакля сделали разных. Есть маленькие, перчаточные, которые надеваются на руку (Петрушка), но в основном они большие, тростевые (Гансик и многие другие), есть даже механизированная (Рыцарь). Гансик иногда переходит на немецкий язык и даже поет, для чего пригодились познания в этом языке Вали Ершовой. Спектакль веселый, смешной: натурализма нет, слова «убить» тоже (и без того хватает боевиков по телевизору, сказал Николай Николаевич). А уж когда доходит до драки, захватчиков лупят в стиле Карабаса-Барабаса. Надо ли говорить, что в конце концов добро побеждает?
Как положено в серьезном кукольном театре, при нем работает музей. Он рассказывает об истории кукольных представлений с древнейших времен. Экспонаты – Пульчинелла, Полишинель, Панч, Петрушка... Готовится вертеп. Есть экспозиция про скоморохов. А к юбилею Победы делают новую – «Куклы на войне»: про выступления театров на фронте, о роли сатиры в поддержании боевого духа и о детях, ходивших с концертами по госпиталям. Хорошо, что музей не остался без внимания властей: его пятилетний план развития одобрен главой округа, театру вручены грамота и премия.
Было бы уж слишком литературно, если бы в музее присутствовала та первая кукла, с которой начался театр в жизни Николая Николаевича. А она была солдатская. Но реальность сложнее искусства. В то послевоенное время Коле Гузаеву было пять лет, его отец служил в Латвии. Поблизости на авторемонтном заводе работали расконвоированные пленные. В свободное время делали для детей игрушки – за хлеб. Коля познакомился с пожилым немцем, который немножко знал по-русски. Он выстругал куклу-марионетку – гнома с добрым лицом, как будто из сказок братьев Гримм.
Потом Коля увидел диснеевский фильм «Белоснежка и семь гномов», «Репка» – спектакль Рижского театра кукол, «Гусенок» – Ленинградского. И с тех пор везде устраивал представления. В военном городке, где жила семья, – в дровяном сарае. В Белоруссии, в кружке театра кукол при Доме пионеров. В Угличе, куда переехали Гузаевы, при Доме пионеров такого кружка не было – он его создал. В Ярославском пединституте, когда учился на биофаке, завел театр кукольных миниатюр «Сатирикон». В то время он ходил учиться к Александре Константиновне Шкоропад, режиссеру Ярославского театра кукол. Начал преподавать в угличской школе № 5 – и при клубе машиностроителей открыл театр.
В 1983 году кафедра изобразительного искусства Института художественного воспитания Академии педагогических наук разрабатывала программу для общеобразовательных школ. Ее опробовали на пяти творческих площадках, Ярославская область участвовала – Николай Николаевич поехал на учебу в Москву. По программе изобразительного искусства для третьего класса был кукольный театр. Трем педагогам предложили посмотреть репетиции в Государственном центральном театре кукол, которым руководил Сергей Владимирович Образцов. В число счастливцев попал Николай Николаевич. Он побывал на нескольких занятиях в классе, где стажируются актеры. А однажды пришел сам великий Образцов и полтора часа рассказывал обо всем, отвечал на вопросы и подарил Николаю Николаевичу свою книгу с автографом. Теперь ее нет – кто-то взял почитать да и не вернул. Но Николай Николаевич купил себе такую же.