Несколько десятков страниц богато иллюстрированного тома, посвященного двадцати пяти уникальным коллекциям музеев России, отведено ярославцам.
«Такого не увидишь в столичных зоомузеях, претендующих на академическую солидность», – продолжает WAM. В отличие от подобных экспозиций в других городах мира, организатор отдела природы Ярославского музея Николай Кузнецов (1902 – 1958) заботился о зрелищности.
Макеты доисторических чудовищ вместе с образцами из собранных здесь коллекций – морскими ежами и кораллами из первобытных морей, фрагменты скелетов гигантов ледникового периода шерстистого носорога и мамонтов, найденные на территории области, семья волков, добытая охотниками в здешних краях, – все это предстает в виде сюжетных картин.
Вглядываясь в макеты, эксперты WAM увидели в них влияние чешского живописца Зденека Буриана, который открыл в свое время этот мир широкой публике. Николай Кузнецов и другие ярославские музейщики попытались представить его картины в трехмерном варианте – случай в музейной практике беспрецедентный. В изображенных сценах, будь то ископаемые монстры или существующие животные, «есть драматическая встреча героев, конфликт, триумф победителя, идиллия. Панорамы Кузнецова представляют собой уникальный артефакт».
Взгляд со стороны стал еще одним доводом в пользу идеи, которая родилась у самих музейщиков.
– Перед нами дополнительный туристический ресурс, достопримечательность не только музея, а всего города, – так отзывается об отделе природы и его сокровищах заместитель директора музея по науке Нина Грязнова. – Мы обязаны не только сохранять, но и развивать то, что здесь есть.
В ближайшей перспективе предполагается вывести отдел природы за территорию Спасского монастыря. На его базе в Ярославле должен быть создан музейный природно-экологический центр. Разработка концепции такого центра только что началась. Она ведется совместно с Институтом природного и культурного наследия (Москва) и должна быть готова к концу года.
Возможно, Ярославлю нужен не зоопарк, считают музейщики, а развитие нашего отдела природы, создание в комплексе с ним возможностей для общения с живой флорой и фауной.
Вывод отдела природы из древних стен, в которых он обитает несколько последних десятилетий, можно считать первым шагом к освобождению музеем Спасского монастыря, который, как известно, будет со временем возвращен Церкви.
– Процесс этот должен быть естественным и длительным, – говорит Нина Грязнова. – Наш музей уникален по своим фондам, кадрам, традициям, интеллектуальным ресурсам. Создавалось все это 140 лет, а развалить можно за 140 дней. Сокровища национальной культуры, которые удалось сохранить, сберегли и продолжают беречь музеи. При всем уважении к Церкви процесс этот нельзя подстегивать. Он должен быть обеспечен финансово, и если сегодня средств в необходимом объеме нет, нужно на чем-то временно остановиться. Зафиксировать достигнутый этап. Подождать.
Формирование нового музея займет много времени. Мы уже имеем поколение, которое не застало Исторический музей в Москве, простоявший в течение 20 лет на реконструкции. Не хотим же мы, чтобы в следующие 20 лет не стало исторического музея в Ярославле!
Крайне важен туристический аспект проблемы. В будущем практически рядом окажутся два действующих монастыря – Ипатьевский в Костроме и Спасский в Ярославле. Славная история Ипатьевского монастыря в контексте событий последних лет превращает его в символ русской государственности, и тут ярославскому монастырю тягаться с ним трудно. Зато наш музей ни в чем не уступит костромскому. Может быть, кощунственно проводить в данном случае такие параллели, но мы живем в сегодняшнее время, и об этом тоже приходится думать.
Наш музей хранит множество ценностей отнюдь не провинциального масштаба. Кроме редкостей отдела природы тут знаменитые «ярославские портреты», традиции которых восходят к «парсунам» петровских времен, когда русские иконописцы осваивали европей-скую технику масляной живописи. Написанные в XVII – XIX веках, они, как утверждают специалисты, похожи на европей-ские образцы XV – XVI веков. В фондах музея – великолепные произведения ювелирного искусства, церковная утварь из драгоценных металлов и камней, вклады русских царей.
Как пишет то же издание WAM, в ходе политических событий последнего столетия «по всей России были разбросаны пригоршни жемчужин». Нашлись люди, собравшие их. Это музейщики. Национальное достояние России только сейчас начинает по-настоящему осмысляться. Страна лечит нанесенные ей раны. Дай бог всем нам при этом терпения и верности главному врачебному принципу: не навреди.