В недавнем прошлом проблема бешеных денег от среднестатистического бескорыстного, небогатого строителя коммунизма была так же далека, как Луна. Можно ли было взволновать зрителя столь непонятным и чуждым явлением, как всепоглощающая страсть к богатству, роскоши? Пьеса Островского «Бешеные деньги» в те времена ставилась скорее как гимн честному труду, который олицетворял Васильков, и презрительное осуждение тунеядства, воплощенного в Лидии Чебоксаровой. Теперь мы о бешеных деньгах вполне осведомлены, и нам есть о чем поговорить уже с полным знанием дела.
Черная сцена, снующие по ней люди в черном со счетами в руках сменяются яркими, легкими полотнами, насыщенными разными оттенками красного, расписанными цветами, бабочками и птицами. Декорации манят и искушают роскошью (заметим, что талант художника спектакля Елены Качелаевой уже здесь достоин был аплодисментов, но они почему-то не случились). На этом красном фоне богатый провинциал, умеющий зарабатывать день-ги, Савва Васильков (достойно начинающий актер Н. Шрайбер) страстно влюбляется в столичную красавицу Лидию Чебоксарову (яркая и талантливая героиня, столь необходимая сегодняшнему театру, И. Шейдулина). Васильков не только богат, но еще честен и добр. Видели такое? А Лидия хитра, корыстна и безнравст-венна. Такое видели. Да и все остальные герои – Надежда Антоновна (ослепительно красивая в роскошных нарядах заслуженная артистка России Т. Иванова), дворянин Телятев (обаятельный И. Сидоренко), важный барин Кучумов (непревзойденный и незаменимый вечный любовник Волковской сцены, народный артист России В. Солопов), Глумов (как всегда, изящный и великолепный, заслуженный артист России В. Кириллов) – с честью и достоинством недружны.
Соединение этих миров невозможно, а мир бешеных денег рано или поздно рушится. Только рушится он вместе с душами людей, одержимых стремлением к деньгам. А ведь герои эти на первый взгляд без-обидны и даже в чем-то симпатичны. Телятев может и в долг дать – деньги-то не свои, казенные. За растрату готов отсидеть в долговой яме – все равно отпустят, а там начинай гулять сначала. Кучумов – старичок с шаловливыми ручками – вызывает скорее снисходительную улыбку, чем осуждение. Да и от корыстного любопытства Глумова окружающим вред небольшой. В принципе – обычные люди. Объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, уже невозможно. Не услышат. Да у Островского сделать это и некому. Не это ли самое страшное в «Бешеных день-гах»?
Недавно в разговоре один священник сказал: «Запад все голову ломает, как Россию уничтожить. Никто не додумался до простого решения – дать каждому человеку в руки очень много денег. России за несколько месяцев не будет». Сила разрушения бешеными деньгами сравнима, пожалуй, только с атомной бомбой. Отлично чувствовал и понимал опасность бешеных денег Островский. Глядя на «перемены к лучшему», происходящие во всех сферах нашей жизни, мы тоже начинаем это понимать.
//Марина ШИМАНСКАЯ, Сергей МЕТЕЛИЦА.