Сейчас он занят новым многообещающим проектом. Только что эксперты комитета историко-культурного наследия одобрили разработанную им концепцию сооружения на месте бывшего кинотеатра «Летний».
Пока это самое общее представление о том, что тут будет. Впереди многочисленные уточнения, корректировка подробностей, но идея, предложенная Дайновым, при всей ее неожиданности принята.
Логика автора оказалась убедительной для специалистов самых разных пристрастий и вкусов, видимо, потому, что она уж очень хорошо связывает сегодняшний день и историю. Кто бы мог подумать, что эта связь возможна в архитектуре совершенно непривычной для нашего города новизны!
Всмотримся в эскиз, хотя для непрофессионала он лишь весьма приблизительная «картинка», и без доли воображения тут не обойтись.
Перед нами Первомайский бульвар – один край его упирается в театр имени Волкова, другой прерывается Красной площадью. Здесь «спиной» к площади и «лицом» к клумбам стоял когда-то кинотеатр «Летний». Здание было легкое, парковое, без отопления, кинотеатр работал только в теплое время года, но его любили, зал был полон практически на всех сеансах, и люди очень жалели, когда он в конце концов был закрыт и разобран по причине ветхости.
Место бойкое, до революции тут был ресторан и одно время даже летний театр. По-этому совершенно естественно, что к нему стали присматриваться современные инвесторы. И вот однажды один из них, особо заинтересовавшись славным прошлым этого участка, заявил о готовности вложить деньги в строительство на месте «Летнего» некоего общественно-культурного центра: разместить под одной крышей кинотеатр, несколько кафе, танцевальный зал, выставочную галерею.
В качестве архитектора был приглашен Дайнов, городские власти пошли навстречу, и дело завертелось. Сейчас, после того как концепция проекта одобрена главными ревнителями исторического наследия, есть все основания надеяться, что этот удивительный объект будет реализован к 1000-летию города.
Обрамленной старыми деревьями аллее, где стоят скамейки, ничто не грозит. Она какой была, такой и останется. Новое сооружение предполагается поместить в той части бульвара, которая ближе к улице Ушинского. По сравнению с главной аллеей (ее еще называют верхней) эта на 80 см ниже. Разница в уровнях отчасти и подсказала автору, что собой должно представлять сооружение.
Григорий раскладывает на столе листы, где изображена одна и та же площадка будущей застройки, а «домик» на каждом листе другой. Говорит, что так он проверял различные варианты. На одном листе – вполне традиционная постройка, но капитальное здание вместо невесомого «Летнего» на фоне существующих старинных особняков кажется чужим. Да и деревья здесь теперь растут совсем иначе, чем сорок лет назад, не корчевать же их. На другом листе – стеклянный павильон. Тоже нехорошо, сразу вспоминаются банальные современные ларьки.
Третья примерка, четвертая, пятая... Пока наконец автору не стало очевидно: любое выстроенное на бульваре здание будет инородным телом по отношению к сложившейся градостроительной ситуации. Она его не принимает, отвергает.
Значит, надо попытаться связать новое сооружение не с окружающими домами, а с ланд-шафтом. Спроектировать его так, чтобы оно стало частью не городской застройки, а ландшафта. Причем не только природного, как он понял потом, но и исторического.
В XIII веке здесь проходила дуга укреплений от Волги до Спасского монастыря. Еще через двести лет на месте Первомайского бульвара был насыпан земляной вал и выкопан ров для защиты ядра города. Идея Дайнова построена на соответствующих ассоциациях. Сооружение поднимется над землей невысоко, не больше чем на этаж. Его стена, мощная и тяжелая, напомнит о стене древнего укрепления. Кровля обозначит предполагаемый уровень земляного вала. А подземная часть и ведущий туда пандус – это память о рве.
Здание таит в себе много неожиданностей. Оно, например, не сократит протяженность проходящих тут пешеходных маршрутов: через него можно будет пройти насквозь с любой стороны. Еще такая: прогуливаясь по центральной, верхней аллее, человек вдруг окажется на его кровле. Деревья тут совсем рядом, для многих станет сюрпризом, что они создадут естественный навес, – эта часть здания предназначена для тихого отдыха.
Другая часть, обращенная к нижней аллее, – для отдыха более активного. В подземном этаже (или этажах) – самые «громкие» развлечения: танцевальный зал, дискотеки, кинотеатр.
Впрочем, замысел состоит в том, чтобы здесь можно было давать не только выход эмоциям, но и пищу воображению. Строительство в таком месте предполагает предварительные археологические исследования. Возможно, появятся находки, которые можно будет выставить под землей на всеобщее обозрение прямо там, где их нашли: музеефикация древностей – прием, широко известный в Европе и мире.
Внутри могли бы быть инсталляции с использованием экранов компьютеров, в отдель-ных случаях даже имитация истории. Григорий вспоминает музей науки в одном из американских городов: огромное впечатление производят там не только подлинные предметы далекого прошлого, но и громадный «отпечаток» скелета динозавра, буквально завораживающий всех посетителей.
Он считает, что и у нас тут нужно напридумывать как можно больше любопытного, в здании на бульваре не должно быть скучно никому. Рабочее название сооружения – молодежный центр. Более точно функцию определит заказчик – чтобы удовлетворить запросы города и, естественно, свои собственные. Что касается точки зрения Дайнова, то он хотел бы видеть это сооружение как место притяжения диаметрально противоположных интересов – с необычными интерьерами, возможностями для увлекательного времяпровождения людей с самыми разными запросами.
Это не должна быть забегаловка или элитный клуб с запредельными ценами, хочется, чтобы тут было интересно и молодежи, и людям более старших возрастов.