Виктор Эмильевич родился в семье писателя и драматурга Эмиля Брагинского, окончил художественный факультет ВГИКа. В его творческом багаже – участие в доброй сотне художественных выставок разного уровня и сотня печатных изданий, в которых он выступил в качестве художника-оформителя. Иллюстрации Виктора Эмильевича к произведениям Г. Х. Андерсена находятся в коллекции музея великого сказочника в Дании.
Живопись Брагинского такого рода, что невольно просыпается собственнический инстинкт: хочется обладать всеми этими полотнами единолично. (В принципе если у кого из финансово обеспеченных людей возникнет аналогичное желание, то реализовать его не так трудно – тысяча долларов за одну работу.) Мое же «хочу!», не подкрепленное, увы, звонкой монетой, безвозмездно множилось в геометрической прогрессии по мере знакомства с работами художника-пастелиста.
Автор отдает предпочтение реалистическому направлению в искусстве, но при этом не боится экспериментировать со светом, добавляет фантазийности в повседневные пейзажи путем использования ярких, насыщенных цветов. Высочайший профессионализм письма, позволяющий не отвлекаться на технические детали, погружает зрителя в медитативное состояние созерцания. Причем происходит поразительный эффект раздвоения личности: твоя телесная оболочка продолжает умилительно созерцать представленный пейзаж (здесь и сейчас), а душа уже погрузилась в атмосферу, царившую в момент написания этого полотна (там и тогда).
Художнику удалось почти невозможное: на его полотнах буквально материализуется такое эфемерное понятие, как малая родина. Капустные грядки, всполохи поля подсолнухов, половодье, взявшее в полон рассыпавшуюся в низине деревушку... От знаков, помещенных художником «между строк» (или в нашем варианте правильнее сказать – меж мазков?), сжимается сердце, и заштампованное со школьных лет «вот моя деревня, вот мой дом родной...» новой интонацией отзывается в душе.
Но что самое поразительное, автору удается не зацикливаться на этом мотиве. Он с той же страстностью пишет оранжево-розовые «Мельницы Ламанчи», рассыпает карамелью леденцовую Севилью, приоткрывает уголок над нереальным великолепием радужной Картахены... В передаче «не нашей» земли Виктор Эмильевич так же органичен, как и при работе на пленэре под Тутаевом.
Олег Лошаков – он совсем другой. Не менее сочный, яркий, напористый, но – другой. Нынешний председатель правления Ярославского союза художников Александр Карих, к слову, – его ученик. Они поддер-живают творческие и личные контакты до сих пор, неоднократно отправлялись вместе на этюды на Дальний Восток.
Первые слова, которые рождаются в голове при беглом осмотре экспозиции – крупный план. Масштабность полотен даже иногда подавляет. При таких габаритах картин особенно бросается в глаза крупный мазок, сознательный уход автора от прорисовки деталей. Однако при этом в нескольких штрихах мастеру удается схватить и передать суть изображенного – человека, вещи, пейзажа. Материал подан смело, в чем-то, может быть, даже вызывающе, но именно эта откровенность в преподнесении и импонирует.
На выставке кроме многочисленных пейзажей Дальнего Востока широко представлен и женский портрет. Очень сложный из-за личностных отношений, неизменно возникающих между художником и моделью, жанр, что приводит к излишней комплиментарности в адрес последней. А эта нарочитая красивость всегда отталкивает зрителя. В данном же случае автор не растекается сладкой патокой и не льстит своим натурщицам. Рассматривая изображенных незнакомок, понимаешь и принимаешь как должное сам факт того, что именно они должны быть запечатлены на века.
Большая удача двух весенних премьер выставочного зала Союза художников – в контрастности представленных коллекций. Мне кажется, что и коллеги по творческому цеху, и просто любители живописи почерпнут для себя много нового, познакомившись с работами москвичей.